ПЛАН ХАССП

ХАССП

Пример документа

Стоимость: от 10 000 руб.
Срок исполнения: от 7 рабочих дней
Информацию уточняйте по телефону: 8 (800) 500-49-05

ХАССП (План ХАССП) — система качества, управление качеством пищевых продуктов основанные на одноименном методе.

Что такое ХАССП?

ХАССП (План ХАССП) представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя разработку и установление политики, целей, задач, процедур и записей в отношении производства и оборота безопасной пищевой продукции, которые необходимо задокументировать, и осуществление действий в строгом соответствии с разработанными документами.
ХАССП (метод) — концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Ознакомитесь так же с паспортом изделия.

Для чего нужен План ХАССП?

  • Выполнение законодательных требований РФ.
  • Создание условий для выпуска, оборота безопасной пищевой продукции.
  • Полноценное участие в единой цепи создания и оборота пищевой продукции.
  • Необходимое условие для полноценного, конкурентного  участника рынка пищевой продукции.

Область применения

Технический регламент Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов» действует с 2011 года. Вступление в силу ТР ТС 021/2011 сделало внедрение системы ХАССП в пищевой промышленности обязательным. В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза (№ 880 от 09.12.2014) до 15 февраля 2015 года был установлен переходный период. На время действия переходного периода допускались производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства – члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.

ТР ТС 021/2011 распространяется на все виды пищевой продукции: продукты питания, воду, алкогольную продукцию, напитки, полуфабрикаты, растительное и животное сырье  для производства продуктов питания. Под его действие фактически попадают  все предприятия, участвующие в обороте пищевой продукции (производители, дистрибьюторы, перевозчики, оптовые и розничные сети, кафе и рестораны), которые также будут обязаны продемонстрировать наличие системы менеджмента безопасности
С 15 февраля 2015 г. любое предприятие, занимающееся производством и оборотом пищевых продуктов, обязано иметь разработанный план ХАССП.

Ответственность.

«Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в соответствии со статьей 10 вступившего в силу с 1 июля 2013 г. Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», установлена обязанность изготовителей пищевой продукции по разработке, внедрению и поддержанию процедур, основанных на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points – анализ рисков и критические контрольные точки)».

Статья 14.43 КоАП РФ «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов», где закреплены следующие наказания:

  • наложение административного штрафа в размере до 600 000 руб.;
  • конфискация продукции, в случае повторного совершения правонарушения.
  • приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 Законодательство

  • Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).
  • Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 февраля 1992 года (в ред. от 28 июля 2012 года).

 Нормативная документация

  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011  «О безопасности пищевой продукции»
  • ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования»
  • ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции»
  • МР 5.1.0096-14 «Методические подходы к организации оценки процессов производства (изготовления) пищевой продукции на основе принципов ХАССП»ъ

Чем отличаются требования ГОСТ Р 51705.1-2001 от требований ГОСТ Р ИСО 22000-2007?

Требования ГОСТ Р 51705.1 были установлены в 2001 году, когда стандарта ISO 22000 не существовало. Поэтому предприятия, как правило, сертифицировались на два стандарта ГОСТ Р 51705.1-2001 и ГОСТ 9001-2001.В 2005 году появилась Система менеджмента безопасности пищевой продукции ИСО 22000, которая стала содержать в себе и элементы ХАССП, и элементы  ИСО 9000 и частично элементы надлежащей производственной практики.

Целесообразней внедрить на производстве систему менеджмента безопасности пищевой продукции в соответствии с ГОСТ Р 22000-2007, так как требования к производственным процессам, изложенные в статье 10 ТР ТС 021/2011, наиболее полно отражены именно в этом стандарте, более того надзорные органы, осуществляющие проверку основывают свою оценку на этом стандарте, руководствуясь МР 5.1.0096-14 «Методические подходы к организации оценки процессов производства (изготовления) пищевой продукции на основе принципов ХАССП»

Нужна ли сертификация по ГОСТ Р 51705.1-2001 или ГОСТ Р ИСО 22000-2007?

В соответствии с законодательством РФ, сертификация по этим стандартам является добровольной, сам по себе сертификат не может заменить полноценной зрелой внедренной системы менеджмента безопасности пищевой продукции и организации производства в соответствии с ТР ТС 021/2011.

Оформление и содержание

Нормативные документы  не устанавливают строгих требований к оформлению и терминологии, однако функциональное наполнение  мероприятий и регламентирующих внутренних документов должно соответствовать  установленным критериям.

Система ХАССП разрабатываться с учетом семи основных принципов:

  1. Идентификация потенциального риска или рисков (опасных факторов), которые сопряжены с производством продуктов питания, начиная с получения сырья (разведения или выращивания) до конечного потребления, включая все стадии жизненного цикла продукции (обработку, переработку, хранение и реализацию) с целью выявления условий возникновения потенциального риска (рисков) и установления необходимых мер для их контроля.
  2. Выявление критических контрольных точек в производстве для устранения (минимизации) риска или возможности его появления, при этом рассматриваемые операции производства пищевых продуктов могут охватывать поставку сырья, подбор ингредиентов, переработку, хранение, транспортирование, складирование и реализацию.
  3. В документах системы ХАССП или технологических инструкциях следует установить и соблюдать предельные значения параметров для подтверждения того, что критическая контрольная точка находится под контролем.
    Разработка системы мониторинга, позволяющая обеспечить контроль критических контрольных точек на основе планируемых мер или наблюдений.
  4. Разработка корректирующих действий и применение их в случае отрицательных результатов мониторинга.
  5. Разработка процедур проверки, которые должны регулярно проводиться для обеспечения эффективности функционирования системы ХАССП.
  6. Документирование всех процедур системы, форм и способов регистрации данных, относящихся к системе ХАССП.

Документы системы ХАССП

Руководство.

План ХАССП:

  1. Предварительный анализ производства
  2. Анализ угроз
  3. Контрольные (рабочие) листы ККТ (Критические Контрольные Точки и мероприятия связанные с ними)
  4. Программы обязательных предварительных  мероприятий (ПОПМ)

Процедуры ХАССП:

  1. Процедура предварительного анализа производственного процесса
  2. Процедура программы обязательных предварительных мероприятий
  3. Процедура идентификации опасностей
  4. Процедура плана ХАССП
  5. Процедура готовности к чрезвычайным обстоятельствам и реагирование на них
  6. Процедура изъятия продукции
  7. Процедура анализа со стороны руководства
  8. Процедура управления документацией
  9. Процедура управления корректирующими и предупреждающими действиями
  10. Процедура управления записями
  11. Процедура внутреннего аудита
  12. Процедура управления измерительным и испытательным оборудованием
  13. Процедура управления несоответствующей продукцией
  14. Процедура подготовки и обучения
  15. Процедура идентификации и прослеживаемости 

 

Стандартные операционные процедуры.

  1. Прием/отгрузка сырья и материалов
  2. Порядок действий при поломке стекла
  3. Установка нового стекла
  4. Уничтожение отходов
  5. Чистка рабочей одежды
  6. Гигиеническая чистка
  7. Отчетность о происшествиях
  8. Обеспечение функционирования лезвий
  9. Изъятие продукции
  10. Дезинфекция контактной поверхности оборудования
  11. Предупреждение взаимного загрязнения
  12. Гигиена и здоровье персонала
  13. Защита продуктов питания от примесей
  14. Дезинсекция, дератизация, дезинфекция
  15. Уборка территории
  16. Проверка личной гигиены на входе и выходе из предприятия
  17. Очистка пола
  18. Очистка дверей, окон, стен, ламп и вентиляции
  19. Смешивание материалов, продукции, операций
  20. Эксплуатационное содержание зданий и производственных помещений
  21. Обеспечение безопасности.
  22. Использование металла, дерева и стекла
  23. Поступление / отпуск / хранение сырья / готовой продукции / материалов
  24. Прием/отгрузка сырья и материалов

 

Стандартные формы текущей документации:

  1. Отчет по упаковке
  2. Отчет об инспекции упаковочного материала
  3. Отчет о проверке экранов
  4. Отчет об очистке, уборке, санитарном контроле
  5. Отчет о посетителях
  6. Отчет о борьбе с вредителями
  7. Отчет аудита санитарной проверки
  8. Отчет о медицинской проверке
  9. Отчет о позитивном отзыве
  10. Отчет о нормальном состоянии
  11. Отчет о валидации
  12. Отчет о жалобе со стороны потребителя
  13. Отчет о ежедневных запасах
  14. Отчет о вступительном обучении.
  15. Отчет о корректирующем действии
  16. Отчет о внутреннем аудите
  17. Отчет анализа аудита относительно пунктов документов
  18. График профилактического ремонта
  19. Карточка истории поломок
  20. Контрольные точки ежедневного технического обслуживания
  21. Контрольные точки профилактического обслуживания строительства и зданий
  22. Основной список распостранения документов
  23. Записка об изменениях
  24. Основной список записей
  25. Цели
  26. Статус калибровки
  27. Спецификации продукции
  28. Спецификации сырья
  29. План производства
  30. План постоянного улучшения
  31. План аудита
  32. Утилизация несоответствующей продукции
  33. Заказ на закупку
  34. Запись о контроле при заказе и приеме товаров
  35. Утвержденный список поставщиков
  36. Форма регистрации поставщиков
  37. Открытый заказ на закупку
  38. Форма запроса тестового образца
  39. Форма обратной связи от потребителей

Сроки и стоимость

За дополнительной информацией обращайтесь в офис нашей компании и по указанным на сайте телефонам, или по электронной почте:

Вся Россия: 8 (800) 500-49-05
Санкт-Петербург: +7 (812) 603-48-95
Москва: +7 (499) 110-83-75
Адрес электронной почты: info@ruskontest.ru

Форма обратной связи