Главная » Отличительные черты процессов в системе менеджмента качества

Отличительные черты процессов в системе менеджмента качества

Отличительные черты процессовСистема менеджмента качества (СМК) разработана для руководителей в целях управления компанией согласно действующим методам оперативного распорядительства с учетом государственных стандартов.

Роль руководителя в осуществлении бизнес-процессов

Руководитель ориентирует свою компанию, систематически добивается, чтобы функционирование, культура внутренняя были направлены на основополагающие бизнес-процессы.

Требования СМК, нацеленной на усовершенствование результатов деятельности, введены стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Цели достигаются ради того, чтобы все участвующие в бизнес-процессе были удовлетворены итогами. Главное внимание здесь уделяется потребителю, заказчику, покупателю. Бизнес-процессы можно сравнить с механизмами, применяемыми для поддержания выигрышной стратегии, такая «машина» должна работать четко, чтобы помочь привлечь заказчиков и сохранить уже наработанный контингент покупателей.

Специфика процесса, в котором отсутствует собственник (владелец) в том, что практически не выполняются значимые улучшения процесса, потому что процесс не получает четких указаний менеджмента. Поэтому вводится собственность на процесс (назначается владелец) – это ключевой момент осуществления процессного подхода, чего требует основой документ — стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2015.

Основа бизнес-процессов – нацеленность на выгодный результат

Бизнес процесс определяют как последовательность действий, выполнение которых обеспечивает удовлетворение конкретных нужд клиентов. Если потребитель неудовлетворен, то и цель не достигнута.

Стандарты ИСО серии 9000 внедряются в нескольких целях: • используются как средство повышения эффективности работы компании, а если необходимо — сертификации СМК на соответствие требованиям стандартов; • внедряются исключительно в целях сертификации СМК.

Первая цель ставится и достигается путем преодоления минимума рисков через стандарты ИСО серии 9000. Качество – на первом месте, а затем – процедуры. Применяется и творческий подход, когда проблемы решаются нестандартным способом. Какие условия нужны для реализации принципов процессов

Таким образом, создаются требуемые условия при помощи уникальной стратегии — следование основным принципам, которые являются базой для стандартов ИСО серии 9000:

  • Направление деятельности — потребитель
  • Руководитель — лидер
  • Персонал – вовлечен полностью
  • Подход – процессный и системный
  • Улучшение — непрерывное
  • Решения принимаются на основании фактов
  • Отношения с поставщиками – взаимовыгодные.

Если осуществленные действия не привели компанию к полной удовлетворенности потребителя, то процесс не состоялся. Нет клиентов – нет процесса.

Процесс оценивается с помощью критериев: результативности, временных задержек, трудоемкости выполнения.  Критерии можно повысить, снизив расход материалов или сырья и улучшив качество выпускаемой продукции, товара. Если критерий стабилизировался, то можно говорить о его улучшении.

Для чего нужно совершенствовать созданную организационную структуру

Отличительные черты СМКДля собственника бизнес-процесса есть одно общее правило: у него есть высокие полномочия и ответственность за течением процесса и конечным результатом. Основной исполнитель определяет оргструктуру компании, основной состав и зоны ответственности подчиненных руководителей. Оргструктура компании меняется при переходе в режим работы процессной организации деятельности, потому что один процесс может выходить за рамки какого-то одного подразделения, и тогда у процесса появляется два владельца – руководитель структурного подразделения и владелец процесса.

Усовершенствование организационной структуры направлено на снижение влияния таких моментов. А для этого нужно ответить на вопросы:

  • Что есть результат – выход?
  • Кто отвечает за результат?
  • Роль субподрядчиков в выполнении процесса?

Особенности и условия управления каждым процессом

У владельца бизнес-процесса (согласно терминологии стандартов ISO):

  • Есть полномочия, чтобы инициировать перемены в осуществлении процесса по своему усмотрению, в соответствии с имеющимся опытом.
  • Есть ответственность за реализацию мероприятий — необходимость повышения эффективности процесса, за непрерывный мониторинг хода бизнес-процесса.
  • Возможность организовать систему отбора информации о ходе процесса, определить последовательность этапов работы в процессе и их взаимосвязь, установить требуемые показатели и критерии эффективности процесса
  • Набор функций для выполнения бизнес-процесса.
  • Право управлять ресурсами и информацией по процессу.

Итак, владелец бизнес-процесса — ключевая фигура в структурировании, организации, исполнении, реогранизации и улучшении бизнес-процесса, согласно подходам стандартов ISO 9001.

Особенности процессного подхода в стандарте ISO серии 9000

Особенность процессного подхода – добиться внедрения в компании системы и менеджмента процессов вместе с их особенностями — идентификацией и взаимодействием. Эффективность достижения результата достигается правильно выбранными ресурсами управления процессом.

Если процессный подход обеспечить непрерывным управлением, создать «плавность» стыков, избегать сбоев при передаче на этапах системы и учитывать максимум возможных комбинаций и взаимодействий, то процессный подход будет иметь явные преимущества.

Задача инвентаризации и идентификации процессов

Инвентаризацию и идентификацию процессов отличает их взаимосвязанность и определенная иерархия. Поэтому эффективность будущей СМК зависит от сложности решения этой задачи.

Что для этого требуется?

  • согласованность в действиях
  • устранение проблем на стыках процессов

Для этого, уже на стадии согласования взаимодействия внутри подразделения, руководители договариваются о схемах передачи или представления работ. Это можно задокументировать путем составления регламента работ или соответствующей инструкции, положения, где есть раздел, в котором изложен порядок (приоритеты) взаимодействия.

В системе стандартов ISO серии 9000 при разработке и улучшении результативности СМК предусмотрено применение принципа процессного подхода. На выходы процесса должна быть четкая спецификация для организации оптимального хода процесса.

Документация СМК определяется ГОСТом Р ИСО 9001–2015 и включает: руководство, управление (документы, брак продукции) и аудит (внутри компании).

Принцип системного подхода в СМК

процессы в смкПринцип системного подхода взаимодействует с принципом процессного подхода на всем протяжении процесса. Управляет организацией как одной системой и осуществляет действия по дополнительному мониторингу при возникновении ряда обстоятельств (поступил новый образец сырья, предстоит выпустить новый вид товара, процент брака увеличился, на производстве обновление оборудования и технологий и другое).

Здесь каждое управленческое изменение на одну долю системы влияет и на другие. Например, проводится внеплановое наблюдение, по поводу которого заранее составлен график работы и рекомендации по составлению отчетности о проделанной работе.

Суть системного подхода – это координационная работа по регулированию всех моментов работы компании. А это – идентификация (распознавание), понимание системы, управление процессами для намеченных целей, способствующих результативности и эффективности работы компании.

Первоочередная задача системного подхода — решить задачи по вопросам соблюдения основных требований СМК, следования миссии компании и стратегическим целям.