Железные дороги России – ключевое звено в стыковке транспортных систем Европы и Азии

Николай Аксененко, министр путей сообщения Российской Федерации

статья 9 21 мартПриветствуя на пленарном заседании участников евро азиатского транспортного форума в Санкт-Петербурге, российский министр путей сообщения подчеркнул, что присутствие на этом форуме представителей многих стран, международных организаций, финансовых институтов и фирм демонстрирует жизненность решений Третьей Общеевропейской конференции по транспорту о расширении транспортных сетей на восток, высокую заинтересованность государств Европы и Азии в создании интегрированной европейской сухопутной транспортной системы.

В своем докладе министр заявил:

Российский транспортный комплекс в силу географического положения России и сложившейся транспортной инфраструктуры имеет большой потенциал в обеспечении интеграционных процессов, происходящих в Европе и Азии, в развитии экономических связей между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Основу транспортной системы России составляет железнодорожный транспорт, и российские железные дороги, представленные в международных транспортных коридорах мощными магистралями, уже сегодня готовы взять на себя значительную часть перевозок товаров по взаимной торговле стран Европы и Азии. Железные дороги России — это хорошо развитая транспортная система, протяженностью 87 тысяч километров, из которых 39 тысяч километров электрифицировано и 37 тысяч километров составляют двухпутные линии. Грузооборот российских железных дорог в 1997 г. составил 1 триллион 100 миллиардов тонно- километров. А пассажирооборот более 170 миллиардов пассажиро — километров.

О главной задаче железнодорожного транспорта

Для многих российских регионов железные дороги являются наиболее доступным, а то и единственным видом транспорта. Это определило решение правительства об отнесении российских железных дорог к сфере естественных монополий. Поэтому главной задачей железнодорожного транспорта в переходный период является нахождение разумного баланса между жестким государственным регулированием и формированием конкурентной среды. В связи с этим, для демонополизации и повышения конкурентоспособности железных дорог на рынке транспортных услуг, возникает настоятельная необходимость реформирования и модернизации структуры отрасли, широкого применения декларирования товаров и услуг, сертификации продукции и услуг  и разработке технических условий.

декларация соответствиеКонцепция предстоящей структурной реформы железнодорожного транспорта

Правительством Российской Федерации уже одобрена концепция предстоящей структурной реформы федерального железнодорожного транспорта. Реформирование предусматривает организационное разграничение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности с выделением инфраструктуры в отдельную организационную структуру, создание независимых компаний по эксплуатации, которые могут поднять конкурентоспособность железнодорожного транспорта. А это предоставляет большое поле деятельности для предпринимательства в области доставки грузов, предоставления услуг клиентуре грузовыми компаниями и транспортно-экспедиционными организациями.

Большое будущее видится за организацией компаний по перевозке пассажиров в международном сообщении, а также международных и туристических пассажирских поездов, как в сообщении России с евроазиатскими странами, так и на российских маршрутах, ведущих к заповедным природным зонам на Байкале, Волге, Белом, Каспийском, Японском морях и другим местам.

О приоритетных инвестиционных проектах и планировании изменений

статья 9 21 мартаОдновременно с реформированием железных дорог министерство путей сообщения Российской Федерации большое внимание уделяет приоритетным инвестиционным проектам. Они касаются, в частности, информатизации транспорта и модернизации сетей связи на основе волоконно-оптических, радиорелейных и спутниковых линий связи, укрепления путевого хозяйства, оформление необходимой документации по декларации соответствия и сертификатов соответствия, как форм подтверждения соответствия продукции или услуг установленным стандартам качества.

В соответствии с Меморандумами о взаимопонимании между странами-участницами международных коридоров и Европейской Комиссией, с целью повышения скоростей движения пассажирских поездов ведутся работы по модернизации и реконструкции железнодорожного направления коридора 9-а Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва.

Исследования, выполненные российскими специалистами в транспортном коридоре №2, показали, что имеется возможность сократить время следования пассажирских поездов между Берлином и Москвой до 19-20 часов против 32 часов в настоящее время.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед министерством путей сообщения Российской Федерации, является также реконструкция направлений от Москвы до Астрахани и Новороссийска, являющихся важным звеном в обеспечении транспортно-экономических связей в сообщении со странами Центральной Азии, Закавказья и зоны Персидского залива.

О комбинированных перевозках

Большое значение придается развитию комбинированных перевозок, имеющих преимущества с точки зрения экологии, сохранности и времени транспортировки и способных выдержать конкуренцию с другими видами транспорта. Начало таким перевозкам положило регулярное курсирование на направлении Берлин-Москва прямого контейнерного поезда «Восточный ветер». Специальные контейнерные поезда регулярно курсируют сейчас на направлениях Санкт-Петербург-Москва, Находка-Лужайка, Новороссийск-Москва, Москва-Екатеринбург, Москва-Иркутск.

Для обеспечения комбинированных перевозок по заказу министерства путей сообщения в России изготовлены специализированные железнодорожные платформы для перевозки автопоездов, полуприцепов, съемных кузовов, подготовлена соответствующая терминальная инфраструктура для переработки автотранспортных средств по новой технологии в Московском и Санкт-Петербургском транспортных узлах..

Последующие этапы освоения комбинированных перевозок предусматривают их организацию на направлениях Москва-Новороссийск, Москва-Нижний Новгород, Калининград-Москва.

Работа в интермодальных транспортных коридорах

Развитие интермодальных транспортных коридоров на территории России требует координации работы различных видов транспорта и организации их в единую функциональную систему. В связи с этим на только что состоявшемся совместном заседании коллегии министерства путей сообщения и министерства транспорта Российской Федерации намечена программа действий двух министерств, направленная на повышение эффективности работы транспортного комплекса России. Ее реализация позволит поднять конкурентоспособность российского транспорта, укрепить его позиции на мировом рынке транспортных услуг.

Министерство путей сообщения Российской Федерации придает большое значение взаимодействию европейских транспортных коридоров с Транссибирской магистралью. Ее технические и технологические возможности позволяют уже сегодня обеспечить надежную транспортную связь между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Кто поддерживает транзитные перевозки по Транссибу

ст 9 от 21 мартаНами разработана и утверждена правительством программа поддержки транзитных перевозок с использованием Транссибирской магистрали. В соответствии с планом реализации этой концепции министерством путей сообщения совместно с другими министерствами и ведомствами уже проделана работа по созданию привлекательных условий для транзита Восток-Запад — снижены тарифы, упрощены таможенные и пограничные процедуры, обеспечивается слежение за продвижением контейнеров, решены вопросы сохранности перевозимых грузов. Но для повышения конкурентоспособности всего Транссибирского маршрута участникам транзитной перевозки также необходимо пересмотреть свою тарифную политику в сторону снижения ставок.

Министерство путей сообщения Российской Федерации придает большое значение интеграции железных дорог России и, в первую очередь, Транссибирской магистрали в евроазиатскую железнодорожную сеть. Оно поддерживает проекты, осуществляемые в рамках международных транспортных организаций.

Практическое воплощение нашла инициатива ЭСКАТО ООН и ОСЖД о проведении Демонстрационного проекта по контейнерным перевозкам в северном коридоре Трансазиатской железной дороги. 16-25 апреля 1998 г. Министерство путей сообщения Российской Федерации совместно с заинтересованными странами успешно провело по этой магистрали ускоренный контейнерный поезд от побережья Тихого океана к западной границе СНГ. Поезд прибыл в Брест на 8 часов раньше расчетного времени. В результате транспортировка груза по суше оказалась на 17 суток короче морского варианта. В целом доставка контейнеров до Германии занимает 20 дней (69% от затрат времени морем).

Осуществленный Российскими железными дорогами демонстрационный проект контейнерного сообщения Находка-Брест с использованием Транссибирской железнодорожной магистрали подтвердил возможность скоростной доставки контейнеров из Азии в Европу железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации.

В заключении

Министр путей сообщения Российской Федерации выразил уверенность, что совместные усилия транспортных министерств и железнодорожных администраций, финансовых структур и экспедиторских организаций по совершенствованию железнодорожного сообщения позволят внести достойный вклад в решение проблемы создания эффективной и надежной системы наземного транспорта между Европой и Азией.