Закрепление изученного материала урока в творческой форме

Цели:

Закрепление знаний о природных комплексах (ПК), полученных на экскурсии.

Отработка умения ориентироваться на местности с помощью компаса и карты.

Знакомство с правилами оформления технической документации на продукцию леса.

Разработка маршрута и мес­тонахождение «станций»

Закрепление изученного материалаУчитель разрабатывает маршрут и определяет мес­тонахождение «станций». Вместе со студентами учитель разрабатывает зада­ния и вопросы для каждой «станции», продумывает их творческое проведение. Учитель разрабатывает систему оценок и готовит призы.

В проведении игры помогают 10 студентов: по 2 человека на каждой «станции», по 2 — на старте и финише. При подведении итогов учитывается время прохождения маршрута (штрафной балл=1 мин). В игре участвуют команды по 7-10 человек. На старте каждая команда получает карту, компас, маршрутный лист с указанием времени старта. На карте отмечены контрольные пункты (КП) и порядок их прохождения. Команда подходит к КП №1 (природный комплекс «Сосновый лес») и получает задание от находящихся здесь студентов.

Характеристики и при­знаки различных природных комплексов

Ребятам дается карточка, на которой написаны при­знаки различных природных комплексов. Они должны вычеркнуть те характеристики, которые не относятся к данному ПК. Ярусность растительного покрова. Грунтовые воды расположены близко к повер­хности. Лес темный. Растения светолюбивые. Растения в угнетенном состоянии. Почвы дерновые. Обильный мохово-лишайниковый покров. Дерново-подзолистые почвы. Встречается сфагнум. Есть вересковые пустоши.

Студенты проверяют, как выполнено задание, при необходимости указывают в маршрутном листе количество штрафных баллов, и команда уходит на КП-2. На КП-2 (ПК «Еловый лес») команда получает следующее задание.

Составление маршрутного листа и разработка вопросов игры

Студенты, находящиеся на этом пункте, предлагают ребятам выбрать один из лепестков «цветика-семицветика». На каждом бумажном лепестке – перечень вопросов, относящихся к ПК елового леса. Команда отвечает на вопросы. В маршрутном листе фиксируется количество штрафных на КП-3. Участники команды получают третье задание.

Какие породы преобладают в природных комплексах

Школьники должны из 15 карточек отобрать 7, текст которых соответствует ПК болота. Если задание выполне­но верно, из букв на обратной стороне карточек можно будет прочесть слово.

Содержание карточек:

  • недостаточность увлажнения;
  • преобладают злаки;
  • обильный мохово-лишайниковый покров; выход грунтовых вод на поверхность;
  • наличие торфа;
  • наличие подзолистого горизонта;
  • недостаточное минеральное питание;
  • избыточное увлажнение;
  • цветковые растения имеют яркую окраску венчиков;
  • недостаток кислорода в почве;
  • угнетенный рост корневой системы;
  • преобладание темнохвойных пород;
  • хорошо развиты все ярусы растительности;
  • дерновые почвы;
  • сосна в угнетенном состоянии.

После выполнения этого задания команда отправля­ется на финиш. На финише фиксируется время ее прибы­тия, штрафные очки переводятся в минуты и приплюсо­вываются к общему времени прохождения маршрута. Подводятся итоги игры, определяется команда-побе­дитель, затратившая наименьшее время на весь маршрут. Победителям вручаются призы.