Главная » Архивы-2 » Технические документы по сделке готовы или на кого работают депутаты

Технические документы по сделке готовы или на кого работают депутаты

Выжимание СОКов из "Ижмаша" 2001 г.

После того как Указом Президента РФ 607 из Удмуртии увели ИЭМЗ «Купол», процесс пролетаризации республики продолжил ОАО «Ижмаш». 20 июня на сессии Госсовета УР депутаты приняли и документально оформили технические условия по решению приобрести 28-процентный пакет акций ОАО «Концерн «Ижмаш» в обмен на акции ОАО «Ижмаш», находящиеся в собственности Удмуртии. Несмотря на озвученные официальными лицами преимущества этой сделки, сегодня просматривая технические документы по сделке у нас появляется много вопросов. Особенно если разобраться, что же такое ОАО «Ижмаш» и что такое «Концерн «Ижмаш».

Государственный протекционизм в текущих условиях

Фактически после событий 2000-2001 года ОАО «Ижмаш» — это то, что по право устанавливающим документам сегодня контролируется самарской инвестиционной компанией ООО СОК. То есть это автомобильное производство, куда кроме самого автозавода относятся ДОАО «Ижмаш-Мото», металлургический завод и несколько автосервисов, у которых есть зарегистрированный сертификат на услуги автосервиса (СТО). Привлекательность этого конгломерата очевидна, тем более в условиях государственного протекционизма.

Читаем документы — видим историю

К 1999 году наша доморощенная буржуазия четко осознала, что конкурировать на равных с мировым капиталом ей не по силам. Когда она просто вывозила сырье, этого и не требовалось. Однако, начав вкладывать деньги в отечественное производство, в частности в автомобилестроение, они таки столкнулись с неприятным фактом — надо что-то делать. Чтобы «что-то» оказалось попроще и полегче, 06 июня во время встречи с Президентом УР Владимиром Путиным руководители российских автомобилестроительных предприятий настояли на принятии особых документов, где описаны протекционистские решения в их пользу.

  • Это — повышение таможенных платежей на подержанные иномарки, с которыми пока не могут конкурировать по качеству российские автомобили.
  • Это — реструктуризация кредиторской задолженности в бюджет, которую собственники автомобилестроительных предприятий не могут или не хотят выплатить.
  • Это — освобождение от социального бремени, выразившееся в Удмуртии в виде передачи «Ижмашем» социальной сферы городу. Кроме того, в 2000 году федеральные власти решили вопрос о реструктуризации ижмашевской задолженности в 180 млн. DM (немецких марок) по кредитам ФРГ. Все это привело к финансовому оздоровлению предприятия.

Стоимость технической документации и ее разработка должна окупаться

Таким образом, в настоящее время ОАО «Ижмаш» превратилось в очень привлекательное предприятие, программой развития которого предполагается выход на уровень производства в 300 тысяч автомобилей в год. Также здесь создана программа производственного контроля (ППК) за соблюдением уровня безопасности производства и качества выпускаемой продукции. В дальнейшем здесь планируют внедрить систему менеджмента качества для большей результативности бизнес-процессов, которые ведут к улучшению работы.

Привлекательное, конечно, для российских инвесторов со связями и «проторенными дорожками». Наконец, стоимость технической документации и ее разработки окупится в производстве продукции предприятий.

Правда, пока это не реализовалось на практике, республику поспешили избавить от акций «Ижмаша». Причем произошло это буквально через две недели после того, как Владимир Гродецкий и представитель СОКовского топ-менеджмента на Автозаводе Рустем Шиянов побывали на «автомобилестроительном саммите» у Владимира Путина и встретились с вице-премьером Ильей Клебановым. Похоже, что достигнутые договоренности позволили начать передел собственности на «Ижмаше» уже и в оформлении соответствующих документов и не только технически.

Подтверждением может послужить фраза, оброненная Председателем Правительства УР Юрием Питкевичем во время последней сессии Госсовета УР: «Мы до вчерашнего дня сомневались в целесообразности обмена акций. После консультаций в Москве мы поняли, что такую форму вхождения республики в Концерн «Ижмаш» можно принять». Возникает вопрос: сами поняли или так хорошо объяснили?

На кого работают депутаты — как создать технические условия для концерна

депутатыТо, что от решения республиканских депутатов выиграет СОК, очевидно. Как заметил гендиректор Владимир Гродецкий акции «Ижмаша» окажутся в управлении «Концерна-«Ижмаш» или : какой-то иной компании. Нет сомнений, что «какая-то иная компания» это СОК. Другое дело, что акции не перейдут непосредственно в собственность самарцев. Практика показывает, что СОКу достаточно влияния на топ-менеджмент подконтрольных предприятий.

Сюда можно прибавить экономическую зависимость, неизбежно возникающую при углублении кооперации с поставщиками комплектующих для автомобилей, чьи акции находятся в собственности СОКа. Кстати, под это дело СОК пытается получить кредит в 30 млн долларов у МБРР. 6-10% акций «Ижмаша», от которых сегодня отказывается республика, обеспечат нахождение в руках аффилированных «проСОКовских» компаний блокирующего пакета акций. Однако это только начало денационализации «Ижмаша».

Владимир Гродецкий достаточно четко озвучил дальнейшую стратегию: «Мы хотели бы получить все необходимые документы, весь пакет акций, находящийся в собственности республики. А в дальнейшем и те 58%, которыми владеет Российская Федерация. Государству совершенно не нужно контролировать гражданское производство».

У республики же остается призрачная надежда на участие в управлении оборонным «Концерном «Ижмаш». Однако здесь возникают большие сомнения, связанные с федеральной политикой в отношении предприятий ОПК. Тем более в преддверии структурных преобразований в оборонной отрасли. Достаточно характерен пример с ИЭМЗ «Купол». Руководство Удмуртии оказалось крайне беспомощным и дезинформированным во всем, что касается этого завода. К примеру, Александр Волков был ознакомлен с указом, регламентирующим акционирование ИЭМЗ «Купол», только на седьмой день после его подписания Президентом РФ.

Паспорт на продукцию игр депутатов — холдинг

«Купол» нам в пример, под ковром идут игры. Возможно это учет интересов отдельных депутатов… То же самое может произойти с «Концерном «Ижмаш», особенно когда на его основе будет создан транс российский оборонный холдинг. Управлять «оборонкой» и делить прибыль нашей республике уж точно не дадут, хотя поучаствовать в официальных мероприятиях, возможно, и разрешат. Тем более что все экономические рычаги находятся в руках у федеральных структур: госзаказ — прерогатива российского правительства, а экспорт контролируется «Росвооружением». СОК это прекрасно понимает, поэтому даже не делает попытки поучаствовать в «приватизации» данной «оборонки».

Удмуртия, похоже, этого не осознает, хотя уже на федеральном уровне делается попытка разграничения понятий государственная и республиканская собственность. Тем самым 28-процентный пакет акций ОАО «Концерн «Ижмаш», попадающий в собственность республики, скорее всего, со временем превратится в технический документ, а не имеющий отношение к собственности, то есть в «ничто», либо у республики его отберут. Можно административно-командно, а можно законно, например, увеличив уставной капитал оборонного концерна путем эмиссии. Похоже, что Удмуртия снова повторит приевшийся сценарий, разыгранный в свое время с «Удмуртнефтью». С другой стороны, для государства, которое хочет только собирать налоги это нормально.