ВЫГОДНО ЛИ ВКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ В ЭКОЛОГИЮ?

 Девятый транспортный коридор

Девятый транспортный коридор — современный международный проект, уже готовы и разработаны тех условия для его реализации. Но от современности проекта не меняется двойственная роль транспортного коридора, являющегося, с одной стороны, эффективным двигателем развития международной и национальной торговли, способствующим подъему производства, повышению уровня жизни и занятости населения, а с другой — мощным источником загрязнения окружающей среды, снижения природно-ресурсного потенциала регионов.

 

Характер проектов

 тех условия 34

Международный характер проекта, безусловно, сыграет свою положительную роль в обеспечении экологической безопасности, в том числе и на российской части транспортного коридора. Но надо иметь в виду, что правильная социально-экономическая оценка ущерба окружающей среде, а значит и деятельности транспортного коридора, должна основываться на научно-обоснованном ценообразовании в отношении природных ресурсов.

Чтобы избежать экономических потрясений, мало иметь хорошие намерения. Необходимо постоянное научное сопровождение и широкое открытое обсуждение на всех этапах работ над проектом и по проекту 9-го международного транспортного коридора. Учитывая экономическую ситуацию в стране, большую протяженность трасс 9-го коридора, объемы и интенсивность планируемых транспортных перевозок и трубопроводных поставок, для гарантирования экологической безопасности потребуются нестандартные подходы к организации системы обеспечения безопасности, принципиально новые технические и технологические решения.

Мы не можем больше позволить себе совершать дорогостоящие ошибки, вытекающие из политики «строй и исправляй». Это понимают в руководстве Минтранса РФ, С.-Петербурга и Ленинградской области. Некоторые из намеченных к строительству объектов 9-го международного транспортного коридора уже прошли государственную экологическую экспертизу.

Экологическая экспертиза

агентство по сертификации

Но этого мало. В соответствии с Хельсинкской Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой в Эспо (Финляндия) 25 февраля 1991 года, часть объектов 9-го транспортного коридора, включая новые и подлежащие реконструкции существующие российские и зарубежные порты в Финском заливе, подлежит обязательному международному аудиту и процедуре оценки воздействия по принятым в международной практике стандартам. Это, прежде всего, позволит сблизить существующие различия во взглядах на сохранение растительного и животного мира. Станет это и важным этапом на пути гарантирования экологической безопасности как на российской части транспортного коридора, так и за ее пределами.

Воздействие на окружающую среду

Вместе с тем надо иметь в виду, что оценка воздействия на окружающую среду осуществляется раздельно по каждому хозяйственному объекту. Такой индивидуальный, пообъектовый подход, каким бы строгим он не был, не даст объективной картины воздействия транспортного коридора на Финский залив. Отклики экосистем на антропогенные воздействия не поддаются, как известно, простому сложению и нередко незначительная сама по себе добавка может привести к катастрофическим последствиям. С этим, если учесть нынешнюю, и без того весьма напряженную, экологическую обстановку в Финском заливе, не считаться нельзя. Чтобы гарантировать экологическую безопасность, необходима оценка последствий суммарного воздействия объектов 9-го международного транспортного коридора. Она должна представлять собой сценарии возможных изменений состояния Финского залива на перспективу до 2010-2025 годов. Убежден, что только учитывая значительный рост нагрузок на Финский залив при его малых размерах, ту заметную роль, которую он играет в формировании состояния Балтийского моря, мы сможем заблаговременно принять меры для снижения остроты будущей экологической ситуации.

 

Наибольшую угрозу окружающей среде на этапе строительства и эксплуатации 9-го транспортного коридора будут представлять разливы нефтепродуктов. Опыт США, Англии, Франции, Японии и других показал, что ни одна, даже хорошо экономически развитая и технически оснащенная страна, не в состоянии в одиночку ликвидировать в сжатые сроки последствия крупных аварий, ущерб от которых обычно составляет сотни миллионов долларов США.

Обоснование безопасности

Учитывая мировой опыт борьбы с разливами нефтепродуктов, системе 9-го транспортного коридора следует базироваться на технологиях XXI века и международном сотрудничестве. В основе технологической цепочки должно лежать применение биосорбентов в сочетании с наилучшими механическими средствами сбора нефтепродуктов (обеспечивающими в самых благоприятных условиях не более 60 процентов сбора от разлитого количества), авиационными, автомобильными и судовыми средствами доставки препаратов к месту аварии и нанесения на загрязненную поверхность.

Тех документация

Отдельные звенья такой системы уже существуют. Стратегические запасы препаратов созданы в Петербурге и четырех городах Ленинградской области. С использованием новой технологии разливы нефтепродуктов были бы ликвидированы на Финском заливе в районе г. Высоцка, в Ладожском озере, на озере Валдай. Так что по существу, первые шаги в создании единой для Санкт-Петербурга и Ленинградской области комплексной системы ликвидации разливов нефтепродуктов на основе новых технологий уже сделаны. Она может стать центральным звеном такой системы не только на территории российской части 9-го транспортного коридора, но и других стран.

Необходимость вложения средств в обеспечение экологической безопасности транспортного коридора, я думаю, очевидна. В противном случае нас ждет дальнейшее ухудшение качества воды и воздуха, деградация природной среды и, как следствие этого, рост онкологических и иных заболеваний и сокращение продолжительности жизни.

Альтернативы вложению средств в экологию 9-го международного транспортного коридора нет. Другое дело, на что направить эти средства, как распределить их с тем, чтобы добиться максимального эффекта. Нужна, поэтому, долгосрочная программа работ по обеспечению экологической безопасности коридора. И чем раньше мы приступим к ее созданию и реализации, тем выгоднее будет вкладывать средства в экологию, а значит и в сам транспортный коридор.

Румянцев, зам. пред. Комитета по экологии Ассоциации «Северо-Запад».