Важность транспортных связей между Европой и Азией трудно переоценить

Кирстин Стернер, главный советник Генерального директората VII Комиссии Европейских Сообществ

Введение

декларируем развитиеДля нашей конференции было выбрано как нельзя более подходящее место проведения: Российская Федерация является мостом между Европой и Азией в культурном, историческом, и, что наиболее важно для сегодняшнего обсуждения, географическом смысле. Сегодня, когда развиваются современные технологии, происходит всеобщая глобализация, расширяется Европейский Союз, повышаются требования к всесторонней безопасности перевозок, в том числе и к технической документации (паспорт изделия, технические условия, сертификация, декларация соответствия), важность эффективных транспортных связей между Европой и Азией трудно переоценить…

Необходимо понимать, что географические различия между двумя континентами и регионами, из которых они состоят, требуют различных подходов для разрешения одних и тех же трудностей. В то же время необходимо использовать природные свойства регионов, там, где это возможно, например, использовать водный транспорт в комбинированной транспортной цепочке для уменьшения экологического ущерба, наносимого окружающей среде нашими транспортными системами в целом.

Взгляды комиссии на евро азиатские транспортные связи в настоящем и в будущем

Евро азиатские транспортные связи не являются только нашей будущей целью — они уже существуют и развиваются при поддержке и помощи Европейского Союза, а также значительной поддержке ООН в форме ООН — ESCAP (Социально-экономическая комиссия по Aзиатско — Тихоокеанскому региону) и ООН — ECE.

Авиация

Главным и наиболее быстрым средством транспорта, связывающим Европу и Азию, является, разумеется, воздушный транспорт, и в связи со своим уникальным географическим положением именно Россия должна сыграть ключевую роль в облегчении и, следовательно, развитии воздушных перевозок. Прошли те дни, когда лишь Аэрофлот предлагал услуги, как в аэропортах, так и по контролю за воздушными перевозками. И, несмотря на это, одобрение осуществляемых транзитных перелетов иностранными авиалиниями между Европой и Восточной Азией все еще остается платным. Такое положение вещей называется непрямым субсидированием и дискриминацией и находится в жестком противоречии с принципами, на которых базируется мировой экономический порядок, частью которого Россия изъявляет желание стать. Более того, существующая система контроля над воздушным движением с помощью денежных взысканий грубо нарушает статью 15 Чикагской Конвенции по Международной гражданской авиации, согласно которой не разрешается взимать плату исключительно за право транзитного полета.

Морские перевозки

В настоящее время морской транспорт, бесспорно, является главным средством транспорта, осуществляющим связь с Дальним Востоком и, скорее всего, останется таковым в обозримом будущем. Это тем более справедливо в области торговых перевозок, где морская перевозка товаров хорошо отлажена, достаточно проста и, что важнее всего, дешева, особенно в тех случаях, когда скорость не является определяющим фактором. Что касается морского транспорта в других частях России и Азии, его потенциал остается значительным: морские и речные перевозки имеют двойное преимущество, являясь наиболее подходящей формой транспорта с экологической точки зрения и представляя собой важный шаг в направлении мультимодального планирования транспортной политики.

Автомобильный и железнодорожный транспорт

сертификация транспортаПо мнению Комиссии, цели у этих двух средств транспорта должны быть следующими: для железных дорог — стремление к условиям свободного и справедливого рынка, модернизация путевой инфраструктуры и подвижного состава, увеличение скоростей перевозок и техническая гармонизация в соответствии с международными правилами. В области автомобильного транспорта должны соблюдаться как международные технические стандарты, так и правила, регулирующие загрязнение окружающей среды; необходима современная система контроля дорожного движения и устранение дискриминации при предоставлении продавцам транспортных услуг доступа на рынок. Важно донести до владельцев множества открывающихся автомастерских о важности оформления сертификатов на услуги автосервиса (СТО) в целях подтверждения качества предоставляемых услуг.

Это не значит, что в данный момент не существует связей с Азией. В действительности, многие проекты уже развиваются, особенно в России на Черном море и на Кавказе. Показателен пример коридоров №2 и №9, особенно, расширение коридора №2, которое, как предполагается, послужит в качестве пути для двустороннего обмена людьми и товарами между Россией и Европой. В дополнение к этому, что, возможно, еще более важно: это расширение позволяет России, Украине, Белоруссии и Молдове добиться совместимости с сетью TEN на ) Западе и находить партнеров в Центральной Азии и на Дальнем Востоке.

Из-за огромных расстояний в Азии автомобильный транспорт вряд ли станет эффективным средством перевозок. Хотя применение автомобильного транспорта для связи с регионами Дальнего Востока весьма ограничено, он не теряет своей важности для регионов Центральной Азии и Кавказа в качестве составной части мультимодальной транспортной сети.

Потенциал железнодорожного транспорта полностью отражен в политике наземных перевозок в Европе и Азии; что касается его использования для связи с Дальним .Востоком, следует заметить, что хотя Транссибирская магистраль в настоящее время неспособна конкурировать с морским транспортом, это единственное транспортное средство, которое имеет шанс когда-либо вступить в такую конкуренцию.

Среди целей программы TRACECA, которая была создана в мае 1993 года и среди участников которой 5 стран Центральной Азии и 3 страны Кавказского региона, — предоставление технической помощи для развития транспортного коридора на оси между Востоком и Западом через Каспийское море, который считается дополнительным мультимодальным путем к тем, которые проходят через Россию и Иран. Находясь в тесной связи с ЕБРР и МБРР, проекты TRACECA направлены на улучшение доступа к евроазиатским и мировым рынкам через развитие региональной кооперации (как это произошло в случае с PETRA на Черном море).

Заключение

Я надеюсь, что однажды мы увидим развитие континентальных транспортных систем и станем свидетелями рождения «Суперсети Евразии».