Главная » Архивы-2 » В любых условиях жизни. О хобби мастера Ижевского завода

В любых условиях жизни. О хобби мастера Ижевского завода условиях

В жизни нашего героя было всякое, даже лагеря АмурЛАГа, откуда он вынес самые добрые отношения с людьми.

Все начиналось с рисунков и схем в послевоенных условиях

В условиях жизниНе могу сказать даже, с чего этого началось. Может быть, с того дня посреди войны, когда в доме, где мы с мамой жили в Калинине, появился бледный, очень тощий человек. Он совершенно молча что-то ремонтировал. Оказалось, немецкий трофейный радиоприемник, который нашему родственнику, ответственному работнику, выдали вместо сломанного. Тогда и привели немца из военнопленных. А молчал, чтобы я не понял, что он немец. Но то, как он работал и что приемник наконец заговорил, меня заворожило… Было мне тогда восемь лет.

В 1946 году в Комсомольске-на-Амуре отец познакомил меня со своим товарищем, Костей, с которым он был у немцев в плену. Оказалось, что и мой отец тоже был радиолюбителем. До войны он радиофицировал полустанок на Октябрьской железной дороге, за что его пригласили на открытие радиостанции Коминтерн. А дед мой еще до революции работал телеграфистом на железной дороге…

Костя тогда подарил мне журнал Радиофронт за 1935 год и японский конденсатор переменной емкости. Тогда же мне дали почитать (на четыре дня) учебник по радиотехнике. Я перерисовывал из учебника схемы и переписывал техусловия к заданиям. А еще показали мне как-то, как из обыкновенного магнита в домашних условиях сделать репродуктор. Сделал, он работал, и очень громко. Тогда домой к нам радиомонтер приходил, не поверил, что я сам его сделал. Правда, закона Ома я тогда еще не знал (физику мы начали учить только года через два) и витков намотал маловато, а потому подсаживал радиосеть.

Разработки публиковали в Пионерской правде

Вскоре разработал детекторный, потом ламповый радиоприемник. Тот занял на выставке в Комсомольске первое место. Тогда учительница сказала, чтобы я написал о том, что я сделал детекторный приемник, в Пионерскую правду. Я спросил: А про ламповый можно написать? — Нет, — сказала она, — не поверят. И еще напиши, что сделал его вместе с кем-нибудь из товарищей, а то одному трудно сделать приемник. Я и написал заметку. А в товарищи взял своего соседа по парте. Заметка в Пионерской правде вскоре появилась на первой полосе. Я тогда от смущения два дня в школу не ходил.
Через несколько лет я сделал радиолу с купроксовым выпрямителем (взял его от японской трофейной техники). В Союзе тогда твердых выпрямителей, насколько я знаю, еще не было. А моя радиола Амур заняла первое место на краевой выставке в Хабаровске и сертификат участника. Ее даже в Москву на всесоюзную выставку хотели отправить, да оказии все не было.

Как я оформился работать на Ижевский мотозавод

В условиях жизниПотом я учился в электромеханическом техникуме в Сарапуле. Был там капитаном волейбольной команды, тренировал женскую команду. И по-прежнему занимался радиотехникой. Сделал первую в городе коллективную радиостанцию УА4 КВЦ.
Вся моя трудовая жизнь прошла на Ижевском мотозаводе, где, наверное, все, с кем я общался, знали о моем увлечении.

Делал я не только то, что поручали. Но и то, что мне самому было интересно. Из спортивного интереса делал генераторы, осциллографы, другую измерительную аппаратуру. Когда в продаже не было переносных магнитофонов, делал магнитофоны. Всего законченных работающих конструкций сделал несколько сотен. Причем никогда не повторялся, каждый раз делал что-то новое.
Как-то, решив облегчить труд начальников, сделал несколько переговорных устройств для завода. Потом появились серийные разработки, их отправили в министерство. Говорили, что я всегда чуть-чуть опережал технический прогресс…
А однажды я гостил у тети в Калинине и нашел на чердаке ее дома тот самый немецкий радиоприемник. Это был Гросс-Супер 1934 г. выпуска. Он давно не работал, и тетя отдала его мне. Так у моего хобби появилась еще одна сторона — я стал собирать и реставрировать старинные радиоприемники. Главное при этом, чтобы у него сохранились корпус, шкала и динамик. Динамик очень важен, он дает первоначальное естественное звучание. Лампы, конечно, приходится ставить более поздних серий. Хотя стараюсь ставить радиодетали того же государства и примерно того же времени, что и приемник.
Зная о моей страсти, мои коллеги иногда привозят мне в подарок самые диковинные лампы.