Условия поиска новых рынков сбыта алкогольной продукции

Условия поиска новых рынков сбыта Сегодня российские предприятия — производители алкогольной продукции активно изыскивают до­полнительные рынки сбыта. Перед многими оте­чественными производителями встает вопрос: или свертывать производство (что нежелательно), или пробиваться на рынки других регионов России (что затруднительно). Сегодня на всех предприятиях по производству алкогольной продукции создана Программа производственного контроля (ППК) – это официальный нормативный документ, в котором есть план мероприятий, направленных по выполнению требовании санитарии и контроля.

Условия освоения внешних рынков сбыта

Между тем существует еще одна, хотя и не­достаточно исследованная, перспектива — освое­ние внешних рынков сбыта. В стране выпускается достаточное количество алкогольных напитков, на которые оформлен сертификат соответствия гост, способных конкури­ровать с зарубежными образцами.

Так, «Курский бальзам» получил «Гран-при» в Париже. Водка «Триумфальная» (производитель — «Самарский родник») завоевала Германию и может успешно продвигаться на рынки других стран Западной Европы. Калужские ароматизированные водки охотно пьют в Америке. Продукция «Черноголов­ки» находит сбыт на Ближнем Востоке и в Брази­лии. Ну а московскую «Столичную» (завод «Крис­талл») давно знает весь мир.

Что же необходимо для того, чтобы макси­мально полно реализовать потенциал российских производителей? Очевидно, прежде всего, рабо­та по стимулированию экспорта требует серьезного внимания со стороны государства. При этом государство должно оказывать экспортерам не только организационное, но также иное содей­ствие, пусть даже и предполагающее определен­ные расходы. Ведь средства, израсходованные на подобное содействие, возвращаются в бюд­жет в виде дополнительных налоговых поступле­ний благодаря наращиванию объемов производ­ства и экспорту продовольственных товаров.

Увеличение производства – условия более полной загрузке мощностей предприятий

Условия поиска алкогольной продукцииДальнейшее увеличение производства в рас­чете на экспорт, в первую очередь, способствует более полной загрузке мощностей предприятий отрасли. К тому же наращивание производства высококачественной продукции, отвечающей ми­ровым стандартам, содействует общему повышению конкурентоспособности национальных про­изводителей. Немалую роль в продвижении отечественных товаров на внешний рынок при­званы сыграть отраслевые объединения сферы АПК.

Продви­жению отечественной продукции на рынки зарубежных стран препятствует неосведомленность самих производителей. Многих из них останав­ливает необходимость изучения соответствующих российских законов и постановлений, а также внешнеторгового законодательства зарубежных стран. Усугубляет положение недостаточное зна­ние особенностей таможенной и налоговой поли­тики различных стран, требований к качеству им­портируемой продовольственной продукции, ин­формации на этикетке и многого другого.

Как увеличить динамику экспорта продукции

Всего этого зачастую оказывается более чем достаточно для того, чтобы отбить у российского производителя охоту к продвижению на внешний рынок своей продукции, пусть весьма высокого качества и даже уникальной. В результате многие производители конкурентоспособной продукции по-прежнему остаются лишь потенциальными экспортерами, не пытаясь осваивать новые рынки сбыта и тем самым игнорируя дополнительные возможности развития производства.

Достаточно ска­зать, что экспорт водки из России с 1995 г. по 2000 г. сократился со 139,9 млн. долларов до 31,2 млн., т.е. за пять лет произошло снижение почти в пять раз. Между тем алкогольная продукция продол­жает играть важную роль в российском продовольственном экспорте. В 2000 г. поставки алко­гольной продукции на внешний рынок составили 49,4 млн. долларов, что составляет десятую часть стоимости экспорта готового продовольствия. При этом более половины экспорта напитков пришлось на водку, 22 % — на пиво, на вино — чуть более 1 %. Остальная часть — воды и прочие бе­залкогольные напитки.

Что же происходит в сфере экспортной политики?

поиск рынковПрактически вся вывезенная в 2000 г. водка поставлена в страны дальнего зарубежья (при этом половина всех поставок осуществлялась через Нидерланды). Поставки за рубеж вин раздели­лись между ближним и дальним зарубежьем при­мерно в равной пропорции (прежде всего, поставки шли в Польшу и Казахстан), а более 80 % экспор­тируемого пива поступило в страны СНГ (в основном в Азербайджан). Подобное географическое распределение поставок свидетельствует о том, что отечествен­ным экспортерам алкоголя еще предстоит осваи­вать постоянные рынки сбыта своей продукции.

Очевидно, не должен внушать ложного опти­мизма и тот факт, что экспорт алкогольной про­дукции в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился в полтора раза. Постоянное наращивание производства в расчете на постав­ки за рубеж предполагает активное стимулирование экспорта со стороны государства. С 1 июля 2001 г. срок возврата НДС при по­ставке товаров за рубеж увеличился с 10 до 90 дней. Если в отдельных сферах российской эко­номики (в частности, в топливно-энергетическом комплексе) компании-экспортеры располагают достаточными оборотными средствами, чтобы ожидать возврата НДС в течение 90 дней, не ос­лабляя при этом своей экспортной активности, то многие производители алкогольной продукции, поставляющие свою продукцию за рубеж, подоб­ной возможности не имеют.

Как предотвратить потери рынков сбыта

В этой связи нельзя исключать, что отдельные компании-экспортеры алкоголя могут начать свертывать объемы поставок своей продукции на рын­ки зарубежных стран и, соответственно, сокращать объемы производства. В результате экспор­тный потенциал отрасли останется в значительной мере невостребованным, а наша страна понесет существенный ущерб из-за потери перспектив­ных рынков сбыта.

В подобной ситуации российские экспорте­ры алкогольной продукции и других видов продовольствия вряд ли смогут воспользоваться теми преимуществами, которые потенциально дает им предстоящее присоединение России к ВТО. Оче­видно, получить реальные выгоды от открытия рын­ков других стран можно только в том случае, если вначале будет наведен порядок у себя — прежде всего в таможенном и налоговом оформлении.

Путь к реше­нию проблемы торговых ограничений

Что же требуется для того, чтобы наши экс­портеры продовольствия смогли максимизировать выгоду от присоединения к ВТО? Этой теме было посвящено заседание «круглого стола», который состоялся 29 ноября 2001 г. в Торгово-промышлен­ной палате Российской Федерации. В ходе дискуссии было отме­чено, что присоединение к ВТО позволит России ставить вопрос о более цивилизованном реше­нии проблемы торговых ограничений, выдвигае­мых зарубежными странами в отношении товаров российского экспорта.

Не исключено, что после присоединения к ВТО Россия направит в эту организацию не одну жало­бу на дискриминационные действия зарубежных стран в отношении российского экспорта. Сейчас эти меры затрагивают в основном российские про­мышленные товары, например металлы и химические продукты.

Основные вопросы, разработанные во время обсуждения

Условия поиска рынковВ результате обсуждения участники «кругло­го стола» сформулировали основные вопросы, требующие первоочередного внимания со сторо­ны органов законодательной и исполнительной власти, и решили обратиться к Федеральному Собранию и Правительству Российской Федера­ции со следующими просьбами:

  • провести парламентские слушания по вопро­сам стимулирования агропродовольственного экспорта;
  • активизировать публичное обсуждение воп­росов реформирования и реализации государственной политики в указанной области;
  • принять неотложные меры по разработке и принятию законодательных актов о политике Российской Федерации в области агропродоволь­ственного экспорта и ее приоритетах;
  • упростить систему возврата НДС и акцизов на экспортируемые агропродовольственные товары, а также правила таможенного и налогового оформления;
  • активизировать работу по проведению анти­демпинговых расследований;
  • поручить торговым представительствам ока­зывать необходимое содействие экспортерам агропродовольственной продукции;
  • ускорить работу по гармонизации отечествен­ных и международных стандартов на продукцию АПК;
  • разработать комплекс мероприятий по госу­дарственной поддержке и стимулированию агропродовольственного экспорта;
  • в рамках переговорного процесса о присое­динении России к ВТО в части условий доступа на рынки продовольствия отстаивать принцип адек­ватности и достаточности уровней защиты и под­держки российского АПК условиям в странах-кон­курентах по соответствующим видам продукции.

Национальный союз экспортеров продоволь­ствия приглашает к совместной работе по изложенным выше вопросам российских производи­телей и поставщиков вин и ликероводочных изде­лий.

Д. С. Булатов, президент Национального союза экспортеров продовольствия