Условия кризисного состояния воздушного транспорта Арктики

 

Борис Бузинник, проректор Академии гражданской авиации

центр сертификации в москвеПустые, брошенные поселки. Закрытые горно-обогатительные комбинаты, прииски, рудники. Население, ставшее, с одной стороны, ненужным Северу, а с другой — не имеющее возможности переехать на иное место жительства…

В таком тяжелом положении находится и транспорт Севера. Из всех его обширных регионов, пожалуй, только Баренцево-Балтийский ( Ленинградская, Мурманская, Архангельская области, Карелия) имеет в своей экономике все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, авиационный, который обеспечен необходимой технической документацией. В ряде же регионов воздушный транспорт — единственный и прекращение его деятельности означает, по сути, разрыв территориальной целостности России.

В течение нескольких десятилетий создавалась и реконструировалась в северных регионах наземная база воздушного транспорта. Построены, оснащены и находятся в эксплуатационном состоянии аэропорты в Мурманске, Архангельске, Амдерме, Салехарде, Тикси, Певеке, Черском, Чокурдахе, Анадыре, Норильске, Якутске. Они способны принимать самолеты типа Ту-154, а некоторые являются запасными для Ил-62. Находятся эти аэропорты в эксплуатационном состоянии. И нельзя допустить, чтобы они потеряли свою пригодность.

организации по сертификации продукцииДитя у семи нянек

Основная причина кризисного состояния воздушного транспорта Арктики и Крайнего Севера — тяжелое экономическое положение страны. Но повинна в том и его разрозненность. Поистине, дитя у семи нянек — нескольких региональных управлений: Северо-Западного, Архангельского, Коми, Западно-Сибирского, Красноярского, Якутского, Магаданского. Не потому ли воздушный транспорт полярных районов — самый невыгодный экономически, самый сложный по эксплуатации. В том числе и по обеспечению безопасности полетов?

Специалистами нашей Академии на основе сравнительного анализа существующей воздушно-транспортной системы Баренцева региона России и зарубежных компаний, особенно скандинавских стран, разработаны новые принципы стратегического планирования организации воздушно-транспортной системы этого региона. Эффективное функционирование воздушно-транспортной системы Арктики и Крайнего Севера предусматривается в условиях рыночной экономики, учитывающей особенности приватизации в России авиационных предприятий.

ооо сертификацияРациональное решение

Мы убеждены, что самое рациональное — создать РАО «Полярная авиация» — государственную компанию со смешанным капиталом и контрольным пакетом акций у государства. Передача ему всех воздушных судов, авиапредприятий, аэропортов, авиационно-технических баз северных территориальных управлений воздушного транспорта, вопросы сертификации на воздушном транспорте позволит сосредоточить наши усилия, опыт, заботу и ответственность о воздушном транспорте Севера, как говорится, в единых руках. Для этого следует привлечь капитал таких крупных компаний как РАО «Газпром», нефтяная компания «Лукойл», РАО «Норильский никель», предприятия горно-металлургического комплекса, другие крупные предприятия и организации Севера.

В авиапредприятиях РАО надо сосредоточить самолетно-вертолетный парк. Это наиболее приемлемый для Севера АН-24, ИЛ-18, АН-26, АН-30, АН-70, АН-10, АН-12. Целесообразно, на наш взгляд, возобновить мелкосерийное производство наиболее подходящего, незаменимого для Севера самолета типа ИЛ-14 на колесном и лыжном шасси (аналогично мелкосерийному производству в США самолета СИ-130 «Геркулес» для Арктики и Антарктики), гидросамолетов, а также дирижаблей, которые могут стать незаменимыми и экономически выгодными при разгрузке морских транспортов, перевозке крупногабаритных грузов для горняков, нефтяников, геологов, газодобытчиков (если вертолеты-краны способны осуществлять перевозку грузов массой до 25 тонн, то дирижабли — до 50-100 тонн).

Не обойтись, конечно, без маркетинга всех возможных заказчиков воздушного транспорта, учитывая не только потребности Северного морского пути, но и отечественных компаний и предприятий. Предстоит решить немало проблем, связанных с превращением крупных аэропортов Севера в транзитные (запасные для заправки) для воздушных судов, выполняющих полеты через Северный полюс из Канады и США, а также из Европы в государства Азиатско-Тихоокеанского региона.

сертификат гост рПерспективы есть

Формирование рынка авиа перевозок и рыночной инфраструктуры, де монополизация системы воздушного транспорта, устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию рыночной экономики — все это немыслимо без участия администраций северных субъектов федерации. А Академия гражданской авиации готова осуществить весь объем научно-исследовательских работ, связанных с созданием и развитием РАО «Полярная авиация». Само собой разумеется, что для решения транспортных проблем России и, прежде всего, Севера мы подготовим и пере подготовим авиационные кадры.

Немаловажным фактором, на наш взгляд, является и месторасположение руководящего органа РАО «Полярная авиация». Убежден, что он должен находиться в северной столице, в Санкт-Петербурге.

Анатолий Степанов