Главная » Архивы-2 » Центр и регионы – единое целое. Это и есть Россия

Центр и регионы – единое целое. Это и есть Россия

Егор Строев, председатель Совета Федерации

Центр и регионыСегодня всем очевидна необходимость налаживания и укрепления горизонтальных связей между регионами России. Этим целям и служат восемь созданных в 90-е годы межрегиональных Ассоциаций экономического взаимодействия. Объединяющие все территории страны подобные образования отражают исторически сложившуюся систему экономического районирования. В каждой из Ассоциаций работают комиссии по подготовке технических условий в соответствии с теми проектами, которыми занимаются специалисты.

Здесь спокойно решаются многие проблемы, которые не в состоянии самостоятельно решить ни один регион. Принципиальных противоречий при этом, как правило, не бывает, а возникающие подчас трения чаще всего решаются в рабочем порядке. Они проявляются как реакция на несправедливость в подходах к формированию бюджета. Поддержка центром одних регионов, когда другие остаются в стороне, ведет к социальному и политическому неравенству. Именно это вызывает серьезную озабоченность субъектов Федерации.

О роли государства

Государство призвано координировать, регулировать протекающий процесс, контролировать работу по созданию технической документации, устанавливая единые правила игры, одинаковые для всех. С учетом положения в экономике страны оно должно создавать условия для поддержки отечественного товаропроизводителя. Не следует бояться повышения самостоятельности на местах. Но с другой стороны, крайне необходимо усиление ответственности регионов за свое экономическое положение, социальное обустройство, повышение роли местного самоуправления. Все это только укрепит Россию, сделает ее более сильной.

О двухканальной системе бюджета страны

Остро стоит вопрос о бюджетном федерализме, выравнивании исходных позиций территорий. Я — сторонник двухканальной системы, когда деньги, к примеру, для врачей, учителей должны собираться в центр, а затем строго целевым назначением направляться на выплаты зарплаты этим категориям служащих. Так проходило становление бюджетных отношений в Германии, так происходит в Испании, Франции.

Убежден, что единственный способ поправить дела в нынешней непростой экономической ситуации — установление контроля движения финансовых средств и всемерная поддержка отечественного товаропроизводителя. Полагаю в связи с этим, что в условиях рынка государство не может быть сторонним наблюдателем за тем, как развивается экономика. Но с другой — оно не должно и брать на себя то, то в состоянии сделать сам регион.

О передаче собственности

Центр и регионы Для выправления основ развития федеративных отношений в стране требуется всячески развивать отношения собственности. Это подразумевает, в том числе, предоставление субъектам Федерации и муниципальным образованиям права принимать участие в управлении казенными предприятиями, а также передачу им в оперативное управление части находящихся в федеральной собственности акций приватизированных предприятий.

Освободив себя для более конструктивных дел, решения проблем, затрагивающих стратегические вопросы развития государства, центр может сделать много полезного. Особенно, если все спорные вопросы будет согласовывать с регионами. Власть центра не уменьшится, если он сумеет договариваться с регионами.

О формировании вертикали власти

Препятствует формированию нормальных федеративных отношений в России отсутствие до сих пор многих законов, всерьез отвечающих велению жизни. Это ведет к разрушению единого правового пространства страны. Власть в целом остается рыхлой. Не сформирована вертикаль, нет ответственности, и затянувшийся процесс ее становления привел к тому, что центр, регионы, местное самоуправление не взаимодействуют.

Провозгласив пять лет назад принципы построения федеративной модели государства, мы сделали лишь первый шаг. Теперь в рамках Конституции нужно определить полномочия региона, с одной стороны, и полномочия центра — с другой…

Сделает ли страна второй шаг, зависит от того, как быстро удастся провести жесткое разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнями власти, соответственно разделению ответственности.