Цель глобальная – железная дорога соединит континенты в будущем

Вадим Попов, кандидат технических наук

сертификат качестваОб иностранных инвестициях в российскую экономику сейчас говорят на всех уровнях — как государственном, так и региональных. Между тем, лежащие на поверхности огромные возможности оказываются неиспользованными. Речь, в первую очередь, о качестве товаров, повышении требований, ведь если у товара есть сертификат качества, то, значит, он отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество.

Идея соединения Азии и Америки

Много лет назад, в 40-х годах, когда я был еще школьником, мой покойный отец, Дмитрий Алексеевич Попов, профессор Лесотехнической академии, заведующий кафедрой «Сухопутный транспорт леса», рассказывал мне о том, что существует техническая идея соединить Азию с Америкой через Берингов пролив, а вдоль Северного полярного круга построить железную дорогу, которая соединяла бы лесоперерабатывающие узлы, расположенные в устьях великих сибирских рек. Сибирский лес, неиссякаемое богатство России, будет сплавляться по Лене, Оби и Енисею, в устьях этих рек перерабатываться и по железной дороге отправляться в Европу и Америку. Эта идея, логичная и строгая, почти полвека из головы у меня не выходила. И в начале 1992 года, незадолго до официального визита Б.Ельцина в США, когда наши отношения с Америкой стали почти теплыми, я написал об этой идее российскому президенту.

Вскоре пришел ответ. В письме МПС N ЦЭУКИ-43 от 17.03.92 говорилось о том, что «по экспертной оценке для сооружения такой линии в условиях Крайнего Севера потребуются многомиллиардные капитальные вложения, десятки лет строительства и огромное количество остродефицитных материальных ресурсов.При сложившемся финансово-экономическом положении строительство железнодорожной линии в районе Северного полярного круга нецелесообразно».

сертификация производства

Где взять деньги на проект?

У меня возникло недоумение: неужели строить трансконтинентальную магистраль за счет государственного бюджета? Конечно, нет! Строить нужно и можно исключительно за счет иностранных инвестиций — со стороны заинтересованных государств или всего мирового сообщества. Через два года с тем же вопросом-предложением я обратился в комиссию по российско-американскому научному и технологическому сотрудничеству А.Гора-В.Черномырдина. После обстоятельного разговора со мной по телефону работника МПС, я получил из министерства ответ за N ЦУЭП-4 от 18.08.95г. которым полностью поддерживалось мое предложение.

сертификат соответствия на продукцию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«По поручению Администрации Президента Российской Федерации от 09.03.95г. N А 13-01-108120 на Ваш запрос по проблеме строительства межконтинентальной железнодорожной линии через Берингов пролив сообщаю следующее. Проблема соединения Евразийского материка с Северной Америкой, родившаяся в начале XX столетия, как идея соединения Транссибирской магистрали с Аляской, была рассмотрена и отклонена Правительством Российской империи, как полностью неосуществимая. В 40-50 годах по указанию И.В.Сталина были проведены исследования побережья Северного Ледовитого океана на предмет изучения возможности строительства в этих сложных условиях железнодорожного пути с целью улучшения снабжения и защиты территорий северо-востока СССР. Начатое в послевоенные годы строительство железнодорожной линии Салехард — Игарка было прекращено в 1953 году. С целью более детального изучения всех объектов проблемы в США в 1991 году была создана международная корпорация «Межконтинентальная железная дорога и тоннель через Берингов пролив (Трансконтиненталь)». Российское отделение корпорации зарегистрировано в Комитете по иностранным инвестициям при Минфине России 19.10.92г. В соответствии с общей концепцией проекта изучению подлежат все аспекты (экономические, политические, правовые, технические, технологические, экологические и др.) строительства железнодорожной линии, связывающей Северную Америку с юго-восточными регионами Азии через территорию России. Вместе с тем наиболее интересным представляется вариант строительства железнодорожной линии, проходящей в районе дуги Полярного круга, о чем Вы сообщаете в Вашем письме, поскольку этот вариант предполагает, кроме осуществления транзитных связей, возможность более полного освоения прилегающих территорий с использованием речного, морского и автомобильного транспорта. Такой вариант предложен специалистами МПС России, участвующими в работе экспертно-координационного совета корпорации. В 1993 году МПС России доложило Председателю Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдину о целесообразности проработки проблемы создания межконтинентальной железной дороги через Берингов пролив и о своей готовности представлять государственные интересы России в рамках этой международной программы. При необходимости, с Вашей стороны, получения более полной информации Вам следует обратиться к председателю российского отделения корпорации «Трансконтиненталь».

Перспективен ли вопрос?

сертификат качества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, через короткий срок после первого, отрицательного ответа на мое предложение, МПС России пересмотрело свое отношение к строительству межконтинентальной магистрали через Берингов пролив, сочло целесообразным проработать эту проблему и даже выразило готовность представлять интересы государства, разрабатывать технические условия в рамках соответствующей международной программы. Прошло три года В 1998 году я снова обратился — на сей раз в Правительство России — с тем же предложением-напоминанием. Однако в ответе МПС N ЦЭУИ-32 от 01.09.98г. снова: «Крайне тяжелая финансово-экономическая ситуация в России, а также значительный спад объемов перевозок железнодорожным транспортом, в том числе лесных грузов, не позволяет рассчитывать в ближайшем будущем на продвижение этого крупномасштабного проекта». В ноябре того же года я обратился к губернатору Санкт-Петербурга В. Яковлеву с предложением проект «Санкт-Петербург — европейские ворота России» переименовать в «Санкт-Петербург — ворота из Европы в Америку», включив в него работы по созданию «Трансконтинентали». В ответ я получил приглашение принять участие в международной конференции «Развитие арктической транспортной системы в XXI веке». На ней я впервые узнал, как необозримо велики, оказывается, недра российского Севера, что они уже давно разведаны, но недостаточно разрабатываются только потому, что отсутствует возможность вывозить эти богатства. Поразило меня при этом, что ни в одном докладе даже не упоминается «Трансконтиненталь». Приблизительно в то же время в одной из газет я наткнулся на статью «А не купить ли Сибирь у России». В ней приводились рассуждения политического обозревателя американской газеты «Бостон глоб» Джона Эллиса о том, что США нужно не мешкая купить у России Сибирь, как когда-то Аляску. Причем, уже называлась даже цена: за 1-2 триллиона долларов.

производственный контроль

Что же в итоге?

Существуют огромные, на много лет возможности по иностранным инвестициям в российскую экономику, связанные со строительством «Трансконтинентали». Проект, бесспорно, грандиозен. Но ведь и цель глобальная — соединение континентов. Поэтому пришло время приложить максимум усилий для разработки и начала реализации важнейших для России проектов, обеспечивающих ее экономическое благополучие, могущество, геополитическое положение. Среди этих проектов одно из важнейших мест, безусловно, должна занять «Трансконтиненталь» — железнодорожная магистраль по Северному полярному кругу с выходом через Берингов пролив на американский континент.