Требования к продукции, представленной на выставке в Японии
С 25 марта по 25 сентября 2005 года в Японии будет проходить Всемирная выставка «Экспо-2005». Всемирные выставки отличаются от обычных тем, что на них представляются лучшие достижения различных стран. Таким образом, стать экспонентом российской секции на «Экспо-2005» и продемонстрировать свою продукцию в числе лучших достижений России — более чем престижно. Эффективность нашего показа будет намного выше, если на продукцию будут предоставлены паспорта качества с информацией о представленных продуктах.
Организация Национальных дней на выставке
Другой значимый для экспонента момент, который отличает Всемирную выставку от прочих, даже самых крупных и известных, — контингент посетителей. Во многих павильонах будет организовано проведение Национальных дней. В российском павильоне Национальный день будет проводиться 12 июня. Ожидается, что в этот день из Москвы приедет делегация, состоящая из высоких официальных лиц.
Из практики проведения Всемирных выставок известно, что подобные делегации (возглавляемые, как правило, первыми лицами) посещают не только национальный павильон, но также экспозиции ряда других стран, в том числе и России. Еще одно отличие Всемирных выставок от прочих — за выставочную площадь платит не экспонент, а государство. Средства на организацию российской экспозиции предусмотрены в бюджете на 2005 год.
Почему мы рассказываем об этом производителям продовольственных товаров? Да потому, что Национальный союз экспортеров продовольствия предложил представить Россию на «Экспо-2005» как перспективного поставщика уникального и экологически чистого продовольствия, а также продукции передовых технологий. Цель нашей инициативы — достойно показать потенциал нашей страны в сфере производства продовольствия. Ведь девиз выставки — «Мудрость природы» — понимается организаторами как человеческая мудрость, стремящаяся реализовать цивилизацию в гармонии с природой.
Разрабатывается концепция российской экспозиции
В настоящее время идет работа над концепцией российской экспозиции. Предполагается, что наряду с достижениями в области космической и другой техники, которой будет пользоваться человек будущего, в российском павильоне будет представлен так называемый «экологический дом». В «экологическом доме» планируется продемонстрировать те виды продовольствия, которые человек «возьмет с собой» в третье тысячелетие.
Что же будет на столе и в холодильнике хозяина такого дома? Основу продовольственного раздела российской экспозиции составят, как предполагается, различные виды ржаного хлеба, экологически чистые мука и крупы, гречневая каша (быстрого приготовления), замороженные продукты, морсы, кислородонасыщенная вода, уникальные шоколадные изделия (в том числе ручной работы). Этот ассортимент планируется дополнить алкогольными напитками, мясными и молочными продуктами, продукцией масложирового комплекса, мукомольно-крупяной отрасли и другое.
Подготовка буклета, демонстрирующего продукцию России
Кроме того, в планах организаторов — подготовка специализированного «продовольственного» буклета с приложенным к нему видео-CD. Это дало бы возможность обеспечить детальной информацией тех посетителей, которые проявят предметный интерес к закупкам российских продовольственных товаров. И, конечно же, представленную продукцию определенным категориям посетителей будет желательно не только увидеть, но и попробовать «на вкус и цвет». Поэтому в ходе работы российской секции целесообразно предусмотреть различные дегустации (прежде всего в день открытия выставки и в Национальный день — 12 июня).
Практическое решение всех «сопутствующих» проблем (создание сайта, фильма и буклета, проведение дегустаций) уже выходит за рамки обязанностей официальных организаторов российского участия в «Экспо-2005» (соответственно и выделения бюджетных средств на эти цели не предусматривается).
Условия участия в выставке и требования к представленной продукции
Ясно, однако, что многие экспоненты хотели бы представить свою продукцию таким образом, чтобы посетители российского павильона могли наглядно убедиться в ее высоких вкусовых качествах, а также получить интересующую их информацию о производителях в целях установления в дальнейшем деловых контактов. Процесс формирования российской экспозиции весьма не простой. Поступает огромное число запросов на участие в ней. Однако размеры экспозиции ограничены полутора тысячами квадратных метров, к тому же раздел, содержащий продовольственные товары, занимает только небольшую часть общей площади.
Поэтому в целях упорядочения отбора экспонатов для российской экспозиции и содействия процессу ее подготовки, а также расширения круга участников была создана Ассоциация содействия участию России во Всемирной выставке «Экспо-2005» во главе с академиком Е.П.Велиховым. Перед Ассоциацией поставлены задачи привлечения к работе на выставке российских регионов, формирования представительной культурной и информационной программы, разработки деловой части экспозиции. Ассоциация должна обеспечить связь процесса подготовки российской экспозиции с общественными организациями, предпринимательскими объединениями, содействовать более широкому освещению формирования и работы «Экспо-2005» в средствах массовой информации.
Разработан логотип для российской продукции на выставке
В целях расширения круга производителей, причастных к формированию экспозиции, в качестве одной из идей рассматривается возможность предоставления официально утвержденным участникам Всемирной выставки разрешения изображать на своей продукции, реализуемой внутри страны и за рубежом, российский талисман (мамонтенка) с надписью «Экспо-2005». С приближением выставки интенсивность освещения ее в средствах массовой информации значительно возрастет. Это сделает информацию о выставке «Экспо-2005» весьма популярной. Можно с уверенностью сказать, что возрастут также и продажи продукции, содержащей символику Всемирной выставки «Экспо-2005», причем не только на внешнем рынке, но и в самой России.
Возможно, появятся и другие идеи по поводу того, каким образом отечественные производители могут максимизировать эффект от своего участия в «Экспо-2005». Предложения, которые могут поступать от потенциальных экспонентов, будут только приветствоваться. Необходимую информацию об условиях участия отечественных производителей продовольственной продукции во Всемирной выставке «Экспо-2005» можно получить в Национальном союзе экспортеров продовольствия.
Д.С.Булатов, президент Национального союза экспортеров продовольствия