Транссибирскому тракту — новую систему организации грузовых перевозок

Борис Лапидус, руководитель департамента экономики Министерства путей сообщения

транссиб трактДля завоевания рынка, фактического повышения конкурентоспособности товара необходимо иметь сертификат соответствия. Технические возможности Транссибирского коридора позволяют обеспечить ежегодную перевозку из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Западную Европу и обратно около 200 тысяч контейнеров с транзитным грузом. Но ряд факторов не позволяет полностью использовать возможности магистрали. Препятствует этому отсутствие сквозного экспедитора, который реализовывал бы согласованные ставки, обеспечивал полный сервис и контроль за продвижением контейнеров по всему маршруту. Это — и высокая стоимость морского фрахта на линиях — порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона — порт Восточный; и высокие ставки железных дорог Польши и Германии на перевозки транзитных контейнеров из стран этого региона в страны Западной Европы с участием Транссиба; это, наконец, и высокие ставки, отсутствие отечественного перевозчика на линии Порт С.- Петербург — порты Западной Европы.

Проблемы контейнерных перевозок

Высокая доходность перевозок внешнеторговых грузов в контейнерах на российском рынке транспортно-экспедиционных услуг привела к тому, что целый ряд компаний, работая на российском рынке через своих агентов и совместные предприятия (часто со 100-процентным иностранным капиталом), а порой и напрямую, практически вытеснили российских морских и автоперевозчиков и экспедиторов с рынка транспортных услуг. Все это, в сочетании с практическим отсутствием национальных морских контейнерных операторов, привело к потере контроля со стороны России за контейнерными перевозками транзитных грузов.

Положение усугубляется еще и тем, что российские перевозчики и экспедиторы, не располагая достаточными ресурсами и опытом работы в условиях жесткой конкуренции, действуют разрозненно, ослабляя друг друга, в то время как иностранные операторы, с целью закрепления на рынке, используют практику объединения в альянсы. В этих условиях выбор маршрута транзитных перевозок, при прочих равных условиях, также остается за иностранными операторами. А это привело к перераспределению грузопотоков не в пользу российских перевозчиков.

помощь в сертификации продукцииНеобходимо координировать действия всех участников перевозок

Существующая в настоящее время в рамках Международного координационного совета по транссибирским перевозкам координация действий перевозчиков и экспедиторов, работающих на Транссибе, недостаточна, так как не может увязать воедино финансовые интересы всех участников перевозок. Таким образом, транзитный потенциал Транссибирской магистрали практически не используется. Объем перевозок транзитных грузов по Транссибирскому маршруту в последние годы составляет около 20 тыс. крупнотоннажных контейнеров против 140 тыс., перевезенных в 1981 г.

Анализ рынка внешнеторговых перевозок показывает, что иностранные и отечественные грузовладельцы предпочитают при организации внешнеторговых интермодальных перевозок иметь дело с одним сквозным оператором, обеспечивающим перевозки необходимым контейнерным парком, полным набором сервисных услуг по технической документации и контролем дислокации контейнера с грузом на всем протяжении маршрута следования.

центры сертификации москваСоздание новой компании в целях увеличения грузооборота

Для реализации этих задач, а также в целях увеличения грузооборота транзита контейнеров, целесообразно создание, под патронажем Минтранса России и Министерства путей сообщения, компании — национального оператора внешнеторговых интермодальных перевозок. Структурно это может быть холдинговая компания или консорциум. В его состав в качестве самостоятельных юридических лиц войдут железнодорожный оператор контейнерных перевозок, автотранспортные и транспортно-экспедиторские компании, интермодальные терминалы, российские порты, российские судоходные компании, инвестиционная компания — банк, страховая компания. На данный момент основными учредителями холдинговой компании или консорциума могут стать, в частности, ОАО «Морской порт С.- Петербург», ОАО «Восточный порт», ОАО «Дальневосточное морское пароходство», группа компаний «Сибирский алюминий», ОАО «Совкомфлот».

Создание такой компании должно способствовать ограничению активности и постепенному вытеснению иностранных контейнерных операторов с российского рынка, развитию внутренних перевозок грузов в контейнерах. Предварительные расчеты показывают, что создание интермодального оператора контейнерных перевозок позволит уже к 2005 году достичь ежегодного объема транзитных перевозок не менее чем в 100 тысяч контейнеров.