Транспортный коридор «Восток-Запад» – миф или реальность

Станислав Гончаренко, заместитель руководителя Департамента экономики Минтранса России

 сертификация оборудованияНа рубеже третьего тысячелетия качественно меняется роль транспортного комплекса государств Содружества. В силу объективных предпосылок он превратился в «локомотив», способный увлечь за собой по пути развития большинство отраслей промышленности, активизировать хозяйственную деятельность, поднять уровень жизни во многих регионах России. Обеспечить решение глобальных социально-экономических проблем способна стратегия развития международных евро азиатских транспортных коридоров, обеспеченная программой производственного контроля и протоколом испытаний. Это связано с тем, что последние десятилетия мирохозяйственная система переживает стремительный рост массовых производств:

  • глобализацию мирового разделения труда и соответственно кардинальное увеличение объемов товарообмена между государствами, крупными мировыми регионами и континентами;
  • обострение ресурсного обеспечения промышленности;
  • ожесточение конкуренции за овладение масштабными рынками сбыта;
  • ускорение движения капитала.

С максимальной надежностью при минимальных сроках

Как следствие этого процесса с особой остротой встала проблема — доставлять грузы «от двери до двери» с максимальной надежностью при минимальных сроках и затратах. Поэтому идет естественный, целенаправленный процесс перегруппировки мировых грузопотоков, включая евро азиатские, на маршруты, в большей степени отвечающие складывающимся условиям. Сейчас грузоперевозки между Азией и Европой осуществляются, в основном, морским путем через два-три океана: Тихий, Индийский и Атлантический. Длительность плавания от Японии до Европы с прохождением Суэцкого канала доходит до 35 суток.

Надежность и своевременность доставки грузов зависит от превратностей морской стихии. Не удивительно, что в настоящее время грузовладельцы усиленно ищут маршруты, альтернативные южному трансокеанскому. Общий мировой внешнеторговый грузооборот превышает 4-5 трлн. долларов. Только у Японии уже в 1997 году он доходил до 0,88 трлн. долларов. Объем внешней торговли стран АСЕАН на тот же период оценивался в 0,72 трлн. долларов. Еще больший внешнеторговый оборот у Объединенной Европы и особенно США, являющихся главными мировыми экспортерами. При этом половина мировых грузоперевозок приходится на товарообмен между Европой и Азией. Только в 1998 году между Европой и Юго-Восточной Азией было перевезено 6 млн. условных 20-футовых контейнеров. Становится объяснимой повышенная активность многих стран, стремящихся формировать новые транспортные коридоры, в соответствии с правилами сертификации.

декларация о соответствии продукцииПланы единой транспортной политики Содружества

Почти все евро азиатские транзитные сухопутные и комбинированные евро азиатские маршруты проходят по транспортным сетям стран-участниц СНГ, и в первую очередь — России. Поэтому выработка единой транспортной политики Содружества в отношении международного транзита имеет важное значение для них самих и для большинства стран мира. Практически каждое из государств СНГ имеет значительные перспективы развития при тесном взаимодействии друг с другом. Следует, однако, иметь в виду, что все привлекательные для грузовладельцев маршруты проходят через Россию.

Благодаря своему выгодному географическому положению, наличию мощного транспортного комплекса с разветвленными системами железнодорожных и автомобильных магистралей и водных путей, она способна к 2010 году переключить на себя основную долю евро азиатских международных грузопотоков.

Особая актуальность проблемы побудила приступить к разработке федеральной целевой программы России «Развитие международных транспортных коридоров». В ее рамках предполагается сформировать два базовых широкоформатных международных евро азиатских транспортных коридора «Восток-Запад» и «Север-Юг», а также — «Большое европейское водное кольцо», международный транспортный коридор «Северный морской путь», другие важные транспортные направления.

 декларация соответствия продукции

Морской путь

Основные маршруты

Основным маршрутом между Европой и Азией является широкоформатный транспортный коридор «Восток-Запад». В него входят отдельные транспортные участки и ответвления, но в целом он имеет широтную направленность. Центральным участком этого коридора является транспортная сеть России от дальневосточного побережья до ее западных сухопутных и морских границ.

Восточный участок коридора составляют транспортные сети Китая, Кореи и подходные морские пути из Японии и других государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Западный участок коридора приходится на сеть европейских транспортных коридоров и водные пути Балтийского, Северного, Черного и Средиземного морей, рек Дуная и Рейна. Для увеличения возможностей переработки грузов, идущих из России или через нее, обеспечения транзитной независимости страны ведется ускоренное расширение, модернизация действующих и активное строительство новых отечественных портов на Балтике, Азовском и Черном морях.

Становым хребтом международного коридора «Восток-Запад» является Транссибирская магистраль. На нее в Чите выходит железнодорожная магистраль из северо-восточных провинций Китая, в Улан-Удэ к Транссибу через Монголию подключается другая железнодорожная магистраль, уже из внутренних районов Китая.

Проходя с Востока на Запад, Транссибирская магистраль через три широтных хода: Екатеринбург — Пермь — Нижний Новгород — Москва, Екатеринбург- Казань — Москва и Челябинск — Уфа — Сызрань — Москва выходит на развитую сеть железных и автомобильных дорог, речных портов и аэропортов Европейской части России. Перспективным для транспортных перевозок является пересечение коридора «Восток-Запад» с уникальной по возможностям волжской транспортной системой, по которой грузы могут направляться в страны балтийского, черноморского, средиземноморского и каспийского регионов, а также по водному коридору Дунай-Рейн в глубинные районы Европы.

Уже сейчас Транссиб способен освоить до 100 млн. тонн грузов в год, в том числе международного транзита в контейнерах на уровне 140 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, но есть ограничения на срок действия декларации о соответствии. При полной модернизации по Транссибу можно будет перевозить до 1 млн. транзитных контейнеров. Хотя и это недостаточно, учитывая нынешний объем контейнерных перевозок между Европой и Азией и тем более стремительный рост экспортно-импортной грузовой базы стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Особо важным для перегруппировки глобальных грузопотоков между Европой и Азией в рамках широкоформатного коридора «Восток-Запад», явится проект сухопутного железнодорожного — автомобильного транспортного коридора «Европа — Россия — Япония».