Транспортный комплекс – одна из приоритетных областей в развитии города

Владимир Яковлев, губернатор Санкт-Петербурга

На открытии конференции

конференцияВыступая на открытии конференции, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев напомнил находившимся в зале Таврического дворца членам правительства Российской Федерации, руководителям Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН) и Генерального директората 7-й Комиссии Европейских Сообществ, делегатам многих стран Европы и Азии, субъектов Российской Федерации:

— Четверть века назад западногерманские ученые Хаген Байнхау и Эрнст Шмакке в своей книге о мире в 2000 году предсказывали создание к началу следующего тысячелетия единой мировой транспортной системы.

Нет сомнений у губернатора Владимира Яковлева: — Мы совсем недалеки от этого.

Он выразил надежду, что весь ход конференции будет направлен на дальнейшее развитие транспортных связей Европы и Азии, что для России она явится еще одним шагом на пути интеграции ее транспортной инфраструктуры в межконтинентальные коммуникационные сети.

О приоритетных вопросах транспортного комплекса

— В последнее время, — поделился губернатор с участниками конференции, — вопросы транспортного комплекса стали приоритетными в политике администрации Санкт-Петербурга. Причем, исходим мы не столько из соображений приверженности традициям, формирования соответствующего имиджа, сколько из чистой прагматики: это дает нам дополнительные поступления в бюджет и новые рабочие места. Так, только в прошлом году увеличение консолидированного бюджета по транспортной составляющей достигло почти 16%. И само географическое положение Петербурга как «евроазиатских ворот» создает для администрации объективную возможность дальнейшего развития города как центра транзитной торговли, важнейшего звена международного транспортного коридора №9.

Исходя из этого, администрация Санкт-Петербурга совместно с правительством Ленинградской области с целью определения перспектив развития портового бизнеса как приоритетного для нас направления в транзите грузов провела зонирование побережий восточной части Финского залива и Невской губы. Определена переработка импортно-экспортных грузов в объеме 150 млн. тонн, в том числе в районе Санкт-Петербурга — 60 млн. Введено в обиход понятие Большой порт Санкт-Петербург, в границах которого в прошлом году переработано 26,5 млн. тонн с ростом к 1996-му году на 21,4%. Проводилась работа по разъяснению общих требований к декларации о соответствии у поставщиков, а также к документации, подтверждающей декларацию.

О росте грузооборота

статья 10 21 03Мы четко определили, что намеченных рубежей достигнем в результате модернизации мощностей в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», позволяющей увеличить обработку грузов на 9 млн. тонн, и строительства 4-х новых портовых комплексов в Ломоносове и в створе защитных сооружений от наводнений грузооборотом 13,5 млн. тонн. Остальной рост обеспечим за счет интенсификации перегрузочного процесса и повышения привлекательности нашего порта, включая оптимизацию погранично-таможенных операций и приведение в соответствие с принятыми на Балтике портовых расходов при заходе судов в порт Санкт-Петербурга. В возможности достижения этого нас убеждает сохраняющаяся тенденция роста грузооборота и в этом году. В этих намерениях нас поддержало правительство России.

О международном сотрудничестве

В ноябре прошлого года мы подписали Меморандум о взаимопонимании с Департаментом развития рынков министерства экономики Нидерландов, которым предусматривается усовершенствование системы управления Большим портом Санкт-Петербург, подготовка интегрированного плана его развития. И мне представляется, что сегодня мы продолжим диалог с министром транспорта, общественных работ и водного хозяйства Королевства Нидерланды госпожой Норитсма-Леббинк на предмет его практической реализации.

Нашими перспективами в развитии портового бизнеса заинтересовались английская фирма G.I.D. INTERNATIONAL, немецкие фирмы из Бременхафена и Франкфурта, финский концерн FINNLINES. А ЗАО «Несте-Петербург» уже начало строительство на Бронке терминала для перевалки нефтепродуктов.

Причем всю эту работу мы ведем, стремясь привнести на Балтику не дух соперничества, а консолидации портовых городов Балтийского моря и «готовности содействовать интеграции региона Балтийского моря, — как записали в своем прошлогоднем Заявлении главы делегаций большинства этих городов, — в Новую Европу 21-го века». На это направлена программа мероприятий «Балтийская инициатива Санкт-Петербурга-98», мартовская встреча первых руководителей Хельсинки, Санкт-Петербурга и Стокгольма — так называемой «Балтийской тройки». Мне довелось в ней участвовать. Именно здесь прозвучала идея создания «балтийского кольца», в котором бы принял участие и Европейcкий Союз. И, наконец, на очередном заседании Комитета старших должностных лиц Совета государств Балтийского моря было предложено превратить Петербург в северный плацдарм ЕC.

Что же касается грузов, то, по прогнозам Комитета планирования Совета министров северных стран, их хватит всем. Тем более, что в последнее время в свете решений Хельсинкской конференции сделан целый ряд практических шагов по привлечению именно в коридор №9 азиатско-тихоокеанского грузопотока. И весьма симптоматично, что автор одного из опубликованных перед нашей конференцией материалов назвал его «К западу — по коридорам, идущим на восток». Именно этому будет подчинена работа созданных в конце прошлого года в нашем городе Центра по развитию экономических и социально-культурных связей со странами Ближнего Востока и Фонда делового сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

О межотраслевой программе «Транспортно — технологическое обеспечение транзита грузов через прибрежные территории Финского залива»

ст 10 21 мартаПоддерживая идею развития международных транспортных коридоров и представляя каждый из них как симбиоз всех видов транспорта, мы еще в прошлом году, опять же совместно с областью, разработали межотраслевую программу «Транспортно — технологическое обеспечение транзита грузов через прибрежные территории Финского залива». Ее появление значительно расширило палитру наших повседневных забот — от создания высокоскоростных поездов типа «Сокол-250» и высокотехнологичного комплекса «Верфи Санкт-Петербурга» до участия в подготовке совместно с Северо-западным представительством Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте первого со времен Российской империи тарифного съезда. На днях мы с министром транспорта России Сергеем Оттовичем Франком подпишем Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в сфере обеспечения безопасного функционирования, устойчивого развития транспортного комплекса города.

Руководствуясь стремлением привлечь большее количество инвесторов к нашей программе, мы вручили каждому участнику конференции «Сборник инвестиционных проектов инфраструктуры международного транспортного коридора №9 на участке, проходящем через регион Санкт-Петербурга и Ленинградской области». При этом замечу, что внесенный и принятый Законодательным собранием города за основу блок из трех инвестиционных законов создаст в Санкт-Петербурге достаточно привлекательное поле как для отечественных, так и зарубежных инвестиций.