Торговые связи: главная статья экспорта – машиностроение

Анатолий Алексашин, и.о. председателя Комитета экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга

Торговые связиДолгое время мы констатировали, что отечественный экспорт в значительной мере основывается на вывозе из страны сырья, что характерно для слаборазвитых и развивающихся стран. Между тем в последние годы, несмотря на тяжелейший спад, питерская промышленность значительно расширила свое присутствие на мировом рынке и прежде всего изделиями наукоемкими, высокотехнологичными.

Сегодня в структуре петербургского экспорта преобладает продукция машиностроительных предприятий города, доля которой за весь 1998 год составила 60 процентов. На продукцию петербургских предприятий разработаны и оформлены технические условия, ее приобретают самые высокоразвитые государства. Достаточно сказать, что мы продаем оснастку крупнейшим автомобильным заводам Германии, а генераторы холода экспортируем в Японию и Соединенные Штаты.

Город поставляет за рубеж суда различных классов военного и гражданского назначения, широкий спектр энергетического и электротехнического оборудования — турбины, генераторы, электродвигатели различного типа и мощности, трактора, подъемные краны, станки и многое другое. Кроме того, в структуре экспорта значительное место занимают черные и цветные металлы и изделия из них, а также традиционно продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплексов, древесина.

Сейчас выходят на внешний рынок даже те отрасли, которые считались неконкурентоспособными. За рубеж продается одежды, изготовленной в Петербурге, больше, чем ее завозится по импорту. Тенденция роста экспортных поставок намечается и у мебельщиков. Солидным экспортером становится пищепром. Запад покупает у нас и знаменитый питерский шоколад, и колбасы комбинатов «Самсон» и «Парнас», и пиво.

Торговые связи Петербурга распространяются от Юго-Восточной Азии до Латинской Америки. Город продает за рубеж товары 11 тысяч наименований, их номенклатура постоянно расширяется.

В целом экспорт в валовом региональном продукте города составляет уже около 25 процентов, и эта цифра довольно высока для нынешней экономической ситуации в России. Для сравнения: в США и Германии это соотношение составляет 32 и 40 процентов соответственно.

Однако рост экспортной составляющей и интереса зарубежных потребителей к продукции с питерской маркой выявил то обстоятельство, что существующие правовые, финансовые, налоговые условия не создают необходимой благоприятной обстановки для дальнейшего развития поставок за рубеж.

Стало ясно, что всего этого недостаточно, что нужны не разовые, даже связанные между собой меры в этой области, а последовательная политика администрации Петербурга в развитии экспорта, широкое использование научно-технического потенциала и расширение инновационной деятельности предприятий. К концу 1999 года эта идея уже превратилась в ряд разработок, которые представляют собой концепцию экспортной политики администрации Петербурга до 2003 года.

В концепции нашли отражение и многие другие вопросы, связанные с необходимостью самого широкого информационного обеспечения, касающегося конъюнктуры мирового рынка, различных характеристик хозяйствующих субъектов региона, с созданием зарубежных представительств Петербурга, а также организаций, которые будут оказывать консультационные, маркетинговые услуги, координировать отношения предприятий города с зарубежными партнерами. Внешнеторговая деятельность становится, таким образом, неотъемлемой частью промышленной политики администрации Петербурга. Принятые правительством города документы определяют весьма значительный объем работы на ближайшее четырехлетие до 2003 года и, по нашим расчетам, окажут весьма благоприятное воздействие на экономическую обстановку в регионе.