Технические условия для развития Оборонно-промышленного Комплекса РФ

 

2000. Объективные экономические и технические условия заставили Президента Российской Федерации, Правительство РФ, министерства, региональные власти, предприятия вести поиски путей наиболее рационального выхода из создавшейся ситуации. Одним из таких направлений является реструктуризация оборонно-промышленного комплекса, согласование этого процесса с задачами военной стратегии и реальными финансово-экономическими возможностями государства. Учитывая особую важность данной тематики, предлагаем познакомиться с позициями заинтересованных сторон.

Сохранить сибирский промышленный потенциал

На заседании Сибирского федерального округа с участием Президента РФ В.В. Путина в г. Новосибирске 17 ноября 2000 года на вопросах развития промышленности, особенно военно-промышленного комплекса Сибири, остановил свое внимание Губернатор Омской области Л.К. Полежаев:
— Сибирь — это не только природные ресурсы, но и высокие технологии.
Доля предприятий оборонно-промышленного комплекса Сибири составляет 48 процентов от общего количества оборонных предприятий страны. В структуре валового продукта сибирских регионов до 1990 года доля продукции ВПК составляла до 70 процентов, продукции военного или полувоенного назначения (судя по технической документации, включая паспорт изделия).
Нельзя недооценивать и ту ситуацию, что нам  теперь понятна, или просто отрицать наличие здесь высокоразвитого научно-промышленного комплекса и в его основе предприятий с такой специализацией, как

  • аэрокосмическая и авиационная техника,
  • средства связи и навигации,
  • электронное,
  • атомное машиностроение,
  • сверхпрочные материалы.

Сохранить их в ту пору, в 90-е годы это было очень непросто. Предприятия, имевшие 80-98 процентов оборонного заказа, в одночасье остались без такового, а ведь это сотни тысяч рабочих мест.

тех условия для роста промышленности
Но следует отметить, что региональные власти на местах предприняли в тех условиях все, чтобы стабилизировать обстановку на предприятиях ВПК, сохранить их от разрушения. У оборонки была принята социальная сфера и жилье,  выделялись ссуды, делались отсрочки по платежам в региональные бюджеты и внебюджетные фонды. Руководители регионов зачастую выступали гарантами по получению кредитов, крупных заказов.
В рамках Межрегиональной  ассоциации «Сибирское соглашение» в части поддержки оборонного комплекса были разработаны и приняты важнейшие целевые программы, как: «СибВПКнефтегаз-2000», производство самолетов Ан-3, Ан-74, автобусов, средств связи, сельхозмашиностроения, запасных частей для железнодорожного транспорта и многие другие. Все это в технических условиях сбоя кооперации позволило сохранить уникальные технологии, кадры, наконец, сохранить государственные предприятия.

Сохранить потенциал предприятия

Предприятия оборонно-промышленного комплекса Сибирского округа имеют возможность сохранить сибирский промышленный потенциал, что, на наш взгляд, является важной государственной задачей.

Оборонные предприятия Сибирского округа могут стать одними из основных, а по отдельным видам — ведущими поставщиками продукции военного назначения, а теперь и конверсионной продукции. На предприятиях оборонного комплекса разработаны программы производственного контроля (ппк), где отражены безопасные условия рабочего процесса производства. Исторически сложилось так, что округ обладает уникальным сочетанием предприятий и организаций, имеющих многолетний опыт по разработке и производству вооружения и военной техники, оперативно адаптируемых для мобильных спецподразделений.

Это такие изделия (есть паспорт на продукцию и пройдена военная приемка):

  • высоко маневренные танки Т-80,
  • специальная бронетехника на их базе,
  • истребители,
  • боевые вертолеты и
  • малая авиация для десантных операций,
  • средства оперативной связи,
  • для космической разведки.

Чтобы развивать эти направления, используя потенциал предприятий, необходимо создание в округе интегрированных структур, которые бы объединяли предприятия, занимающиеся разработкой, производством и модернизацией конкретных изделий.

Компания с вертикальным взлётом в технических условиях поиска выхода

В экономике советского периода сложилась очень жесткая вертикально-интегрированная структура: правительство, министерства, входящие в какую-либо отрасль предприятия. Каждое предприятие или организация специализировались по своему направлению: одни занимались научными разработками, другие проводили опытно-конструкторские работы, третьи налаживали серийное производство, четвертые осваивали эксплуатацию. Кому-то надо было написать такой документ как технологическая инструкция, как правило и ими же осваивалась, и велась разработка технической документации. Когда экономические связи распались, то все оказались в довольно сложном положении. Ведь никому не по силам отдельно производить какой-то сложный продукт: танк, самолет, подводную лодку, атомную станцию. Объективные условия заставили, вводили требования для предприятия вести поиски партнеров, подталкивали к сближению.
В подобную ситуацию в тех условиях попали и омские предприятия оборонной отрасли, специализирующиеся на выпуске аэрокосмической техники.
— Мы посмотрели: министерства нет, госбюджет исчез. Надо как-то было находить выход из этого положения, — рассказывает Владимир Устюгов, главный конструктор Омского моторостроительного конструкторского бюро (ОМКБ). — Понимая, что каждый сам по себе не выживет, вынашивали идею объединения. А здесь как раз вовремя появился закон о финансово-промышленных группах (ФПГ).
С предложением о создании такой группы промышленники обратились к Губернатору Омской области Леониду Полежаеву и нашли у него поддержку. Губернатор подписал постановление о создании рабочей группы, которая выработала концепцию, подготовила документы. Но процесс становления затянулся надолго, ведь к тому времени предприятия накопили огромные долги. А тем более в Москве прошли всякие реорганизации, не стало Министерства оборонных отраслей, комитета по промышленности.

Даже неизвестно было, кому технические о финансовые документы готовить, потому что каждое ведомство предъявляло свои новые требования. Собственно, в то время не было даже и разработки технических условий, которую можно было совместно реализовать. Так что на первых порах в 1997 году зарегистрировали Центральную компанию «Авиационная промышленность Сибири», президентом которой стал Владимир Устюгов.
Поначалу решили просто организоваться, а когда появятся конкретные дела, привлекать новых партнеров. Тогда компания может преобразоваться в финансово-промышленную группу.
Сегодня в компанию входят только омские предприятия, объединенные общей тематикой работы: ПО «Полет», ОМП им.Баранова,  агрегатный завод, моторостроительное КБ, Центральное конструкторское бюро автоматики и :
Нашлось и общее дело — переоборудование самолета «Ан-2» в «Ан-3». Выбрали эту программу потому, что она наиболее легко осуществима по срокам и не требует больших  финансовых затрат.
— Мы задумывали более широкую компанию — сибирскую, продолжает Владимир Иванович.

— Имели в виду привлечь новосибирское объединение им. Чкалова, выпускающее самолеты Ан-38. Обращались в екатеринбургское предприятие «Новатор», с которым продолжаем интенсивно сотрудничать. И вообще двери ни для кого не закрывали. Сейчас мы видим первые результаты, когда к нам обращаются эксперты и специалисты иногородних предприятий с предложениями вступить в компанию.
В Киевском АНТК им. Антонова долго раздумывали, но прошлым летом заявили: готовы сотрудничать с сибиряками тем более, что есть общее дело на ПО «Полёт» — выпуск самолётов «Ан-3» и «Ан-74» (имеется паспорт на продукцию).
Получив законченный продукт (и техническую документацию) в виде самолёта «Ан-3», компания приступает к следующим этапам: выбор новой продукции, поиски инвестиций, изучение рынков сбыта. Пока сибирякам не хватает в своей структуре головного разработчика, технологий, хотя их может быть несколько, по разным направлениям промышленности.
— Но процесс затянется, если все это делать без власти, без денег, — считает президент компании. — Мы даже этих результатов не достигли бы, если бы не помог Губернатор.

Понимание нашли пока только на региональном уровне. И эта вертикальная интеграция не в полном объёме, она требует дальнейшего развития. Мне кажется, что наше государство, имея огромный опыт в управлении промышленностью, создаст более крупные объединения своим решением сверху. Снизу этот процесс будет идти очень медленно. Надо определить, сколько вертикально-интегрированных систем нужно, по каким направлениям.

А вокруг них уже предприятия могли бы организовываться в этих разработанных технических условиях. Причём, каждая такая структура может быть не отраслевого, а чисто технологического принципа: на базе высоких технологий производить не только традиционную продукцию, но и товары бытового назначения высокого качества. А когда заработаем средства и пройдет «оплата технических условий», которые созданы, то пойдет и сертификация соответствия на продукцию, и развитие новых производств и изделий.
Идею вертикальной интеграции промышленности, особенно оборотных отраслей, на всех уровнях отстаивает Губернатор Омской области Леонид Полежаев. Об этом говорилось в его выступлении на совещании руководителей Сибирского Федерального округа с участием Президента России Владимира Путина. Именно на этой встрече Леонид Константинович  подчеркнул, что социально-экономическое развитие нашего края невозможно без интеграции научно-технического потенциала предприятий военно-промышленного комплекса. Насколько планы и дела региональных лидеров согласуются с решениями Правительства, можно узнать сопоставив их с государственной программой и готовой технической документацией как приложения к ней.

Развитие оборонно-промышленного комплекса продолжается в этих не простых тех условиях, в которые вошла РФ.