Главная » Архивы-2 » Сухие соки - в каких условиях производят и из чего состоят?

Сухие соки — в каких условиях производят и из чего состоят?

Светлана Старкова
Сухие соки условияПросто добавь воды! И тебе обеспечены целых 2 литра из одного сухого порошка Инвайт+ — апельсинового, клубничного или любого экзотического. Удобно и дешево, примерно вдвое дешевле обычной бутилированной воды. Такие условия предлагает нам реклама. Но стоит лишь внимательнее взглянуть на пакетик с сухой экзотикой, как все становится ясно.

Оформление технической документации на сухие соки — обязательно

На некоторые товары сертификаты соответствия необходимо оформлять. Сухие порошковые соки тоже относятся к этим продуктам. Сок и вся продукция из соков подлежат сертификации, этого требует технический регламент, на данный вид продукции оформляется сертификат соответствия по ТР.

С помощью специалистов санэпиднадзора давайте разберемся, из чего же сделаны эти порошковые напитки. На картинке пакетика Инвайт+ изображены купающиеся в собственном соку дольки апельсинов или другие фрукты, и надпись: витаминизированный фруктовый напиток. Перевернув пакетик, читаем, из чего на самом деле состоит этот фруктовый напиток: фумериковая (на самом деле фумаровая) кислота, глюкоза, аспартам, сахарин натрия (правильно сахаринат), загуститель, ароматизаторы, витамины С и А, пищевые красители. Фруктами и не пахнет.

На этикетке не указано, какие именно красители и ароматизаторы применены, мы можем лишь догадаться, что они разрешены к использованию в России. Иначе продажа была бы запрещена. Тем не менее, потребитель уже введен в заблуждение. Кроме того, в сопроводиловке имеется еще один момент. Изготовитель сообщает, что в сухом напитке не содержатся холестерол (холестерин), нитраты и жиры, но зато есть 100 процентов суточной нормы потребления витамина С и 20 процентов витамина А.

Важные условия употребления

И все же увлекаться этим напитком специалисты гигиены питания не советуют: содержащаяся в нем фумаровая кислота (подкислитель), по нормативным документам, обладает токсичностью и в высоких дозах вызывает повреждение яичек. Ее допустимое потребление составляет 6 мг/кг массы тела. Это значит, что ребенок весом в 40 кг может потребить максимально только 0,24 г фумаровой кислоты. Но на пакетике Инвайт+ (весом в 5 г) количество этой кислоты не указано. Между тем основные потребители таких напитков — наши дети. Остается верить, что изготовитель добросовестно отнесся к их здоровью и наличие этой кислоты в пакетике минимально.

Другой наш знакомый — Зуко — поступает честнее. На его упаковке написано: растворимый напиток с фруктовым вкусом. Но никак не фруктовый напиток. Описание подробное, указан даже искусственный краситель Е-129. Все перечисленные вещества действительно разрешены к применению в пищевой промышленности РФ, за исключением подсластителя Е-952 — цикламовой кислоты и ее солей. Разрешение на их использование имеется, но в последнее время многие западные страны отказались от их применения: у медиков появились опасения, что цикламаты далеко не безобидны. Видимо, эти данные достаточно серьезны, потому что на некоторых продуктах уже появилась надпись: не содержит цикламатов.

Именно такая надпись присутствует на пакетиках Элис, который называет себя витаминизированным прохладительным напитком. Этикетка расшифровывает его достоинства следующим образом: в напитке имеются укрепляющие костную ткань фосфаты кальция, мякоть фруктов и нечто (или некто?) сунетт. А вот какие именно ароматизаторы, красители и замутнители применены — не указывается. Впрочем, можно не сомневаться в разрешенности их использования в России. Тем не менее, в качестве отрицательного объекта потребительского внимания выступает аспартам, который применяется в напитке для подслащивания. Он надолго оставляет во рту сладкое послевкусие, что само по себе не очень приятно. Кроме того, некоторым людям, особенно больным фенилкетонурией, аспартам и вовсе противопоказан. Это обязательно должно быть указано на этикектке. Но не указано.

О низкой стоимости и сезонном спросе

По данным ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности, далеко не все изготовители сухих напитков достаточно ответственны. Между тем безалкогольные напитки являются поистине пиковым товаром летнего сезона. Их достоинство в том, что они действительно содержат витамины и могли бы частично восполнять существующий их дефицит, особенно сейчас, когда фрукты и овощи стали практически недоступны для многих категорий населения. И все же не стоит забывать простой совет: пейте такие напитки в меру и внимательно читайте этикетки!

Кроме того, известно, что сладкие безалкогольные напитки не утоляют жажду, а, скорее, стимулируют. Соответственно, возрастают спрос и продажа — несомненная выгода изготовителю и продавцу. Надеемся, те, кто любят посуше, при нынешней конъюнктуре рынка смогут стать не просто потребителями, а достойными участниками рынка. Проще говоря — грамотными покупателями.