Стратегия развития. Проблема будет решаться в новых условиях

Всеволод Пересыпкин, директор Центрального НИИ морского флота, академик Академии транспорта РФ
сертификацияСеверный морской путь — исторически сложившаяся национальная единая коммуникация России в Арктике. Действующая здесь морская транспортная система — важнейшая часть инфраструктуры экономического комплекса Севера. Она объединяет в единую сеть крупнейшие речные артерии Сибири. В развитие этой магистрали вложены огромные материальные средства, труд многих поколений россиян. В 80-х годах здесь работало 16 линейных ледоколов ( из них 7 атомных) и более 200 транспортных судов ледового класса. Общий объем перевозок по Северному морскому пути достиг тогда 6,58 млн. тонн. 
Он был объектом исключительно государственного управления, контроля, материальной поддержки. , ориентированная  на новые требования системы в части безопасности населения и обеспечения сохранности окружающей среды.

Реформы не дали действенного результата

Проводимые в стране реформы негативно отразились на социально-экономической сфере Севера. Значительная часть производства здесь свернута. Объемы перевозок грузов по Северному морскому пути, сократившись более чем в 4 раза, продолжают находиться на самом низком уровне ( в 1999 г. — 1,5 млн. т.). Такое обвальное сокращение грузопотоков вызвало кризис всей транспортной системы Севера. Она оказалась невостребованной. Ледоколы и транспортные суда неминуемо стареют, береговая инфраструктура Северного морского пути находится в критическом состоянии. Появившиеся на магистрали «точки» экономического роста носят локальный характер и связаны, в основном, с морским экспортом нефти и газа из месторождений в Баренцевом и Карском морях.

Новые задачи современности

Сейчас на всех уровнях государственной власти ставится задача восстановления и развития экономики арктической зоны, ее транспортного обеспечения, в том числе Северного морского пути. Но данная проблема будет решаться в принципиально новых рыночных условиях.

Стратегия развития

сертификацияСтратегия развития Северного морского пути основывается на принципах:

государство поддерживает приоритетные отрасли экономики Севера (нефтегазовую, горнодобывающую, лесную, химическую), способные в короткие сроки увеличить грузопотоки; оно развивает федеральную транспортную инфраструктуру Северного морского пути (ледоколы, портовое оборудование, средства навигации, гидрографии, гидрометеорологии, связи, спасания) как основу для сохранения национальной единой транспортной коммуникации;

субъекты Российской Федерации и коммерческие предприятия пользуются услугами акционерных судоходных компаний и принимают долевое участие в развитии Северного морского пути;

отдельные крупнейшие коммерческие предприятия («ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Норильский никель» и др.) создают свой транспортный флот и строят отгрузочные терминалы для вывоза своей продукции;

развитие Северного морского пути ориентируется на обеспечение крупномасштабных перевозок: в 2005 г. — 4 млн. т., в 2010 г. — 12 млн. т. и в 2020 г. — 50 млн. т, в том числе морской экспорт в Европу нефти из Тимано-Печорской провинции и бассейнов рек Обь и Енисей — 25-30 млн. т, сжиженного газа с полуострова Ямал — 25-40 млн. т.;

в процессе оживления экономики Арктической зоны и развития Северного морского пути создается самоокупаемая арктическая морская транспортная система под контролем государства; управление Северного морского пути поэтапно приводится в соответствие с новыми экономическими условиями. Концепция развития Северного морского пути, разработанная нашим институтом, предусматривает:

строительство ( до 2014 г.) четырех атомных ледоколов нового поколения мощностью 60 МВт, атомного ледокола-лидера мощностью 110 МВт ( к 2017 г.), пяти дизельных ледоколов мощностью 25 МВт и трех портовых ледоколов мощностью 4-7 МВт;

пополнение транспортных судов ледового класса в количестве 80-90 ед. (к 2015 г.)

модернизацию существующих и создание новых портов (Печенга, Индига, Харасавэй), отгрузочных терминалов (Приразломное, Варандей, Яренседияха), контейнерных терминалов (Тикси, Провидения, Петропавловск-Камчатский);

совершенствование систем обеспечения безопасности мореплавания.

Разработанная нами концепция включает также развитие и обеспечение по Северному морскому пути международного судоходства. Выполненные в 1993-1998 гг. исследования по международной программе (ИНСРОП) показали, что потенциальные объемы транзитных перевозок между портами Европы и странами Азиатско-Тихоокеанского региона могут достичь к 2020 г. в восточном направлении — до 5 млн. т. и в западном — до 3 млн. т.

В целях усиления государственного управления и регулирования Северного морского пути Межведомственное совещание рекомендует также повысить роль его Администрации, создать при ней Наблюдательный Совет по Северному морскому пути, повысить значимость Межведомственной комиссии в делах Арктики и Антарктики, придав ей статус «Правительственной».
Таким образом, в процессе оживления экономики Арктической зоны, роста локальных и транзитных грузопотоков и комплексного развития Северного морского пути будет создана под контролем государства устойчиво самоокупаемая арктическая морская транспортная система, приносящая доход в бюджет страны.