Главная » Архивы-2 » Сотрудничество решает проблемы, важные для обеих стран

Сотрудничество решает проблемы, важные для обеих стран

Гюру Фьельангер, министр охраны окружающей среды Норвегии

Сотрудничество Готовя этот выпуск раздела «Соседи», мы пригласили принять в нем участие главу одного из министерств Норвегии, поддерживающих особенно тесные связи с российским Северо-Западом. Публикуем полученный нами ответ на поставленные вопросы министра охраны окружающей среды Норвегии госпожи Гюру Фьельангер.

Условия сотрудничества в области сертификации систем менеджмента качества

Уважаемый господин главный редактор!

В письме ко мне Вы подняли много важных вопросов, касающихся сотрудничества наших стран в области сертификации систем менеджмента качества. Рада ответить на них.

— Чем объяснить приоритет российских интересов в реализации программы норвежско-российского сотрудничества в области сертификации в регионах Северо-Запада Российской Федерации?

— Сотрудничество между Россией и Норвегией осуществляется в рамках договора, подписанного 3 сентября 1992 года, главным образом, в соседствующих районах наших двух стран. Оно направлено, прежде всего, на снижение уровня загрязнения, включая распространяющееся на большие расстояния и не признающее государственных границ загрязнение воздуха, защиту морской среды и всего разнообразия биологических видов, предотвращение радиоактивного заражения и сохранение культурного наследия наших стран. На мой взгляд, наше сотрудничество в области защиты окружающей среды решает проблемы, одинаково важные для обеих наших стран.

Разработка программ производственного контроля и методов управления природными ресурсами

Сейчас усилия сосредоточены на повышении компетенции, наращивании мощностей и разработке методов управления природными ресурсами и промышленным производством. Это необходимо для успешного преодоления серьезных сложностей, которые стоят перед нашими странами в северных регионах. Непременным условием такого сотрудничества является вклад в поддержание развития этих регионов. Это может быть достигнуто путем интеграции экологического аспекта во все виды экономической деятельности, выработки единых экологических критериев для эксплуатации природных ресурсов, а также посредством контролирования уровня как местного, так и трансгосударственного загрязнения. Например, созданием программ производственного контроля на предприятиях в целях осуществления эффективной работы по мониторингу соблюдения безопасности производства для окружающей среды.

Понятно поэтому стремление правительства Норвегии помочь российским властям и промышленности в их усилиях, в рамках проходящей сейчас в стране реформации, лучше контролировать экологическую ситуацию, поддержать развитие и улучшить управление природными ресурсами, а также сократить риск трансгосударственного загрязнения, возникающего из-за промышленности, включая и ядерную, а также добычи шельфовой нефти.

Сотрудничество решает проблемы— В чем выражаются интересы Норвегии, когда речь идет о сотрудничестве с Россией в борьбе с загрязнением, вызванным атомной энергетикой, в осуществлении проектов, связанных с морской экологией, борьбой с разливами нефтепродуктов?

— В общих чертах ответ на этот вопрос дан в моем первом ответе. Мне кажется, не вызывает сомнения, что укрепление ядерной безопасности, предотвращение радиоактивного заражения, поддержание рыболовного промысла и предупреждение разливов нефти в регионе Северного моря являтся очень важным достижением, если мы сможем добиться этого при помощи сотрудничества. Мы хорошо знакомы с экологическими и экономическими последствиями таких экологических катастроф, как Чернобыль. Здесь, на севере, природа слишком незащищена, чтобы наносить ей такой урон.

Цель сотрудничества — предотвращение отрицательных последствий человеческой деятельности в условиях северных морей

Норвегии и России принадлежат обширные природные ресурсы в Баренцевом море, в том числе и такие, которые имеют огромное значение для обеих стран. Цель нашего двустороннего сотрудничества в области защиты морской экологии заключается в предотвращении отрицательных продолжительных и необратимых последствий человеческой деятельности для северных морей. В настоящее время ведется работа по адаптации российских законов к нормам Конвенции по защите морской экологии в северо-восточной Атлантике, заключенной Осло и Парижем, а также по контролю за экологией северных морей, по разработке совместных российско-норвежских законов, связанных с оценкой воздействия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности на окружающую среду.

— В некоторых совместных проектах интересы Норвегии не так очевидны. Я имею в виду устройство национальных парков и других охраняемых государством территорий, сохранение всего разнообразия биологических видов и природных ландшафтов, охрану культурных и архитектурных памятников России. Какие финансовые или другие выгоды получит Норвегия, помогая России решать эти проблемы?

— Защита и сохранение всего богатства биологических видов — это наша обязанность в глобальном масштабе. Создание национальных парков и других охраняемых территорий является одной из важных мер по решению этой проблемы. Большая часть оставшейся в Европе первозданной природы, обширные места обитания диких животных и нетронутые экосистемы находятся на севере России. Если где-то и должна проводиться политика по сохранению окружающей среды, так это в России. Поэтому мы и считаем своим долгом помочь России в этой важной задаче, а не предоставлять ей одной решать ее за всех нас. Сохранение природных богатств на севере России представляет, таким образом, общий для нас интерес и наиболее важный с нашей стороны вклад в сохранение всего разнообразия биологических видов в нашей части земного шара.

Искренне Ваша Гюру Фьельангер, министр