Соединение острова Сахалин с материком – миф или реальность

Яков Мкртычан, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук

В этом заинтересованы путейцы, газовики, нефтяники, автомобилисты, энергетики. И не только в России.

Вряд ли кто усомнится в том, что соединение Японии через Россию с Европой и Азией сухопутным путем принесет огромные дивиденды, причем не только нашей стране. А если учесть, что сейчас разрабатывается проект строительства магистрального газопровода «Сахалин-Япония» (протяженностью 1300 км) и 1000 км из них пройдет под водой, то интерес газовиков к «тоннельному проекту» не исключен. Как, впрочем, и нефтегазовых компаний — к прокладке нефтегазопроводов через тоннель под проливом Невельского. Все это, разумеется, не отвергает перевозку нефти с о. Сахалин и железнодорожными цистернами через тоннель на материк. При разработке тоннельного проекта должны быть учтены интересы МПС, но в тоже время интересы и газовиков, нефтяников, автомобилистов, энергетиков, туристических фирм и Министерства обороны, а также соблюдены все меры по разработке технической документации.

Попытки соединения острова в истории России

 действие декларации о соответствииЕще в 30-е годы советские и японские специалисты вынашивали идею соединения о. Сахалин с материком и Японией. С учетом того, что Сахалин был и до сих пор остается единственным нефтегазовым регионом на Дальнем Востоке, ставилась задача: соединить остров с материком тоннелем и дать, таким образом, толчок развитию производительных сил, как острова, так и всего Дальнего Востока, облегчить снабжение населения продовольствием и товарами, а материковую часть обеспечить нефтью и газом.

Эта задача не утратила своей актуальности по сей день. Первую и пока единственную попытку соединить о.Сахалин с материком предприняли в довоенные годы. Был разработан проект проходки закрытым способом тоннеля под проливом Невельского протяженностью около 8 км и начато его строительство. Однако война прервала стройку. Проект на долгие годы был предан забвению. В 1979 году нами была предпринята попытка реанимировать этот проект, дополнив его разделом: строительство тоннеля, соединяющего о.Сахалин с Японией через пролив Лаперуза протяженностью около 30 км. Эта идея возникла независимо от предыстории и деклараций, а в связи с проработкой вопроса транспортирования нефти и газа не только с острова на материк, но и в Японию. В те годы с Японией было подписано соглашение о совместной разработке нефтяных и газовых месторождений сахалинского шельфа на принципе соответственного разделения нефтегазовой продукции. Поэтому и возникла необходимость транспортирования в Японию нефти и газа.

Однако и этой инициативе не суждено было сбыться. Она «зачахла», успев родиться на уровне предложения. Поддержавшие нашу инициативу председатель Совета министров СССР А.Косыгин и министр газовой промышленности С.Оруджев ушли из жизни один за другим и все опять предали забвению.

декларации соответствиядекларации соответствиядекларации соответствия

Шли годы, развивалась железнодорожная сеть страны, и ее надо было загружать. Наши обращения к первым вице-премьерам Правительства России – сначала к Ю.Маслюкову, а затем — к Н.Аксененко — не принесли результатов. Первый из них успел лишь дать чиновникам распоряжение о рассмотрении нашего предложения, И чиновники после его отставки уже без страха «закрыли» предложение. НАксенеко же, по существу, прокомментировал мое обращение в газете «Коммерсант». В статье «Подкоп под Японию» (8 июля 1999 г., №118) были убедительно изложены многие выгоды от соединения о. Сахалин с материком и о. Хоккайдо, но в основном лишь с позиции загрузки железнодорожных магистралей страны.

декларация о соответствии требованиямМнение японской стороны по осуществлению проекта

Если тоннельный проект априори выгоден нашей стране, то, как к этой идее относятся в Японии? Ответ однозначен, протокол испытаний показал: проект для японских бизнесменов представляется интересным и заманчивым. Во-первых, потому, что они всегда стремились к ресурсам Дальнего Востока и Сибири, а во-вторых, доставка сухопутным путем грузов из Японии в Европу, Азию и Россию (и в обратном направлении) без перевалок существенно быстрее, сохраннее, надежнее, дешевле. Надвигается время, когда от слов надо переходить к делам. Соединение о. Сахалин с материком неизбежно и навсегда выгодно. Пора создать многоотраслевую комиссию специалистов при Правительстве Российской Федерации и в не более, чем 6-ти месячный срок разработать ТЭО. И по уже его результатам двигаться дальше. Это зависит от воли Правительства. Относительно части проекта, касающейся соединения тоннелем островов Сахалин и Хоккайдо, следует одновременно двигаться двумя путями.

декларация о соответствии таможенного союзаПути решения проблемы

Путь снизу: предлагаемая к созданию российская комиссия специалистов должна начать совместную работу с уже существующей в Японии комиссией по данному вопросу с целью разработки, сертификации, и представления правительствам своих стран технико-экономического доклада. Путь сверху: на дипломатическом уровне необходимы межгосударственные переговоры. Вопрос о соединении двух держав мира сухопутной связью — это прежде всего вопрос Правительств и глав государств. Примером тому является тоннель под проливом Ла-Манш, соединивший Великобританию и Францию.