Шельф Арктики — сфера интересов Санкт-Петербурга

Значимость освоения региона в текущих условиях

В деловых и научных кругах России все более признается первостепенное значение освоения месторождений нефти и газа на континентальном шельфе Арктики. Подтвердила это и состоявшаяся в Петербурге III международная конференция РАО-97. Крупнейшие специалисты пришли здесь к заключению: беспрецедентная сложность погодных условий для морской добычи нефти и газа в российской Арктике требует использования передовых достижений мировой практики, научных, производственных, организационных и финансовых усилий мирового сообщества. Отдано было должное и тому, что создается для освоения морских запасов нефти и газа на дальневосточном и арктическом шельфе России петербургскими предприятиями, в том числе судостроителями, даже если им потребуются дополнительно разработка технических условий.

По материалам конференции РАО-97.

У истоков — Нефтяные камни

Промышленную добычу нефти и газа с морских глубин одними из первых в мире начали российские и азербайджанские специалисты. Еще десятки лет назад неподалеку от Баку, на Каспии, воздвигли они город нефтяников — Нефтяные камни. А с начала 70-х годов отечественная судостроительная промышленность приступила к созданию и выпуску специальных сооружений для освоения нефтегазовых месторождений континентального шельфа. И тогда, и позднее предназначая их для ледовых условий Арктики, где ресурсы нефти и газа составляют около 70 млрд. тонн.

Роль Петербурга в освоении морских нефтегазовых месторождений на шельфе России всегда была велика. И обусловлено это наличием в нашем городе крупных промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро в области судостроения, гидротехники, геологии и геологоразведки, авторитетных научных центров по изучению Арктики, всего Северо-Западного региона.

суда и залив

Танкера, подводные аппараты, буровые установки

Это, в частности, ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, где выполнены концептуальные исследования по проектированию и формированию облика нефтегазопромыслового флота и плавучих технических сооружений для морских месторождений. Здесь, с использованием уникальных установок и бассейнов, проведены экспериментальные исследования, позволившие получить оптимальные конструктивные решения, гидромеханические и другие характеристики проектируемых объектов. А в ЦНИИ «Прометей» шел поиск материалов для судов и сооружений, обслуживающих нефтегазовые месторождения. И они были здесь созданы, обеспечив высокую надежность объектов в условиях повышенного коррозионного воздействия, неблагоприятных метеоусловий и низких температур. В ЦНИИ технологии судостроения разработана технология строительства и монтажа буровых установок при отсутствии производственной инфраструктуры.

В ЦКБ «Рубин» для нефтяного месторождения Приразломное разработаны проекты стационарных оснований, краново-монтажных судов, нефтесборщиков. А специалисты ЦКБ «Малахит» создали подводные аппараты, используемые для строительства, последующего обслуживания добывающих установок и трубопроводов. Суда и комплексы для подводно-технических водолазных работ построены на Средне-Невском заводе  соблюдением всех необходимых технологических инструкций.

С берегов Невы — за Полярный круг

Можно назвать и многое другое, созданное в Петербурге для освоения морских нефтегазовых месторождений российского континентального шельфа. Это — суда инженерно-геологические и геофизические, для разведки и добычи конкреций, суда снабженцы, буксировщики и танкеры, обеспечивающие экологическую защиту районов морских месторождений катамараны типа «Эколог». (В настоящее время получают сертификат соответствия ГОСТ Р).

Создают нефтегазовый флот и плавучие сооружения для шельфа наши судостроительные предприятия. «Адмиралтейские верфи» строят подводные аппараты, «Балтийский завод» — танкеры, а Выборгский — самоподъемные буровые установки.

Реализуются петербургские проекты и далеко от берегов Невы или Финского залива.разработка технологических инструкций

Нередко географические и климатические особенности континентального шельфа России требуют принятия неординарных решений. Приходится учитывать многое — и опасность воздействия айсбергов, сложность ледовой обстановки, отдаленность от береговых баз, короткий летний навигационный период. И судостроители все это учитывают, стремясь снизить номенклатуру, уменьшить количество судов и плавсредств за счет универсализации, совмещения выполняемых ими функций.

 

В качестве примера приведем судно снабжения. Оно одновременно является и буксиром, и постановщиком якорей, и пассажирским судном, способным выполнять аварийно-спасательные работы. Такая универсализация позволяет сократить число единиц флота. Большое количество судов ледокольного типа или высокого ледового класса становится экономически неоправданным.

Верный путь конверсии

Для Петербурга участие судостроительного комплекса в освоении нефтегазовых месторождений — важное направление региональной экономической и промышленной политики. Оно укрепляет материальную основу реализации стратегического плана города, способствует сохранению нынешних и созданию новых рабочих мест, повышению наполняемости городского бюджета. Способствует оно и более эффективному осуществлению конверсии петербургских оборонных предприятий. Ибо по степени сложности, технологичности продукция для нефтегазового комплекса соответствует возможностям конверсионных предприятий города, находит платежеспособный спрос на внутреннем рынке.

Петербургская промышленность заинтересована в крупномасштабных заказах и от иностранных участников освоения российских нефтегазовых месторождений. Но это требует, разумеется, корректировки нашего законодательства.

И другие новости:

 

В Самару за пенсиями

Второй год российские пенсионеры отстаивают свое право на соблюдение закона, подписанного Президентом России летом 1997 года и устанавливающего размер индивидуального коэффициента для определения размера пенсий 0,7.

Однако вслед за данным документом (законом) по рекомендации правительства сам коэффициент снижается до 0,525, что приводит к незаконному в масштабах всей страны занижению пенсий.

Во многих регионах РФ теперь сами пенсионеры обращаются с исками в местные городские суды по вопросу восстановления справедливости, требуя к ним применять коэффициент 0,7. Однако лишь в исключительных случаях суды идут навстречу пенсионерам, как, например, в Новосибирской области. С подобными исками обращаются и пенсионеры Кубани, однако суды Краснодарского края отказывают данной категории граждан в их законных требованиях, заваливая технической документацией и не давая ответ по существу.

18 июня 1998 года Верховный суд РФ признал данный документ — акт, подписанный первым заместителем министра труда и социального развития и председателем правления Федерального Пенсионного фонда, незаконным. Несмотря на это он отменен не был, и пенсии так и выплачиваются с коэффициентом 0,525, что приводит к занижению размера пенсий.

Среди тех, кто обращался в высшую судебную инстанцию, была и администрация Самарской области. Не дождавшись исполнения законного решения, губернатор Самарской области Константин Алексеевич Титов 12 октября 1999 года подписал постановление о выполнении на территории области Закона Российской Федерации «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

По оценкам Титова, объем средств, собираемых в Самарской области, позволяет исполнять федеральный закон по всем пунктам. Постановление вступит в силу с ноября нынешнего года. Это первый регион в России, где пенсионеры начнут получать полновесные пенсии.

Что ж, видно, придется кубанским пенсионерам переезжать за пенсиями в Самару.

А.Резуненко, адвокат.