Северянин не может быть иждивенцем — теряем не только пространство

Артур Чилингаров, заместитель председателя Государственной думы

декларация соответствия сертификатАрктика представляет огромное значение в жизни нашей страны, две трети территории которой занимают северные районы. Но сейчас складывается впечатление, что страна буквально на глазах теряет свой Север, рушится инфраструктура, схемы сертификации продукции и услуг, население бросает целые города и поселки. Мы теряем не только пространство — самих северян, людей совершенно особой генерации.

Специфика севера не учитывалась многие годы

Газеты, радио, телевидение привычно сообщают о вымерзающих поселках, зажатых во льдах танкерах, разбитых штормами судах, об эвакуации населения их отдаленных мест. Такого положения на Севере еще не было. Но, признаемся, к нему мы шли все эти годы, когда проводили экономическую политику без учета специфики северных условий, когда из года в год сокращали объемы государственной финансовой поддержки северного завоза, а даже минимальные, предусмотренные бюджетом средства не выдавали вовремя. Несмотря на наши неоднократные предложения, так и не была создана эффективная, с учетом рыночных механизмов, система финансирования северного завоза.

сертификат таможенного союза

Север богат месторождениями

Северянин изначально не может быть иждивенцем. На обширных пространствах сосредоточено 40 процентов не тропических лесов планеты. Только в разведанных месторождениях находится 40 процентов мировых запасов никеля и платиноидов, половина палладия, 42 процента природного газа, 13 процентов нефти. Велик вклад северян в экономику страны. Их доля — 20 процентов национального дохода и 60 процентов всего экспорта страны. Они добывают 92 процента природного газа, около 80 — нефти, 90 процентов никеля, практически все золото, серебро, олово, апатитовые концентраты, ртуть, молибден, алмазы, драгоценные камни, практически на все код тнвэд. На северных территориях заготавливается почти вся пушнина, морская и речная рыба, половина деловой древесины, вся эта продукция должна быть обеспечена сертификатами и  декларациями соответствия. С Севером связано не только настоящее, но и будущее России, а в конечном счете и успех проводимых рыночных реформ. Российский Север имеет большое стратегическое значение. Тот, кто контролирует Арктику, тот, по сути, владеет ключами от всего северного полушария.

Новые разработки нефти и решение социальных проблем

декларация сертификацияРазворачивающиеся сейчас на Севере работы на континентальном шельфе должны не только решить задачу обеспечения страны новыми источниками нефти и газа, но и способствовать промышленному освоению минеральных ресурсов океана в целом, решению задачи обеспечения экономики Российской Федерации дефицитными видами сырья и сохранению невосполнимых ресурсов для будущих поколений. Эти работы должны способствовать решению социальных проблем на территориях, связанных с использованием и переработкой минерального сырья, добываемого на северном шельфе и прежде всего в Мурманской и Архангельской областях, в Ненецком автономном округе, на Таймыре, в Ямало-Ненецком округе, на Чукотке и в других местах Крайнего Севера. Северный морской путь должен обеспечить ускоренное освоение новых месторождений и экспорт нефти и газа, надежные транспортные связи и северный завоз грузов.

Пути решения проблем Севера

Я думаю, что решить проблему можно было бы через создание государственно-коммерческой корпорации «Севморпуть», использующей принципиально новые механизмы финансовой поддержки завоза грузов на Крайний Север, за счет заинтересованных негосударственных структур, в частности, через создание при корпорации специализированного коммерческого банка и широкое привлечение негосударственных поставщиков грузов, транспортных организаций и потребителей на Крайнем Севере. Думаю, что образование государственно-коммерческой корпорации «Севморпуть» позволит свести к минимуму затраты бюджетных средств, так как, с одной стороны, будут гибко использованы государственные рычаги и, с другой, максимально задействованы рыночные начала. Но и сохранять в существующем аморфном состоянии организацию этой работы тоже нельзя.

Трудно надеяться на то, что последовательное сближение всех арктических организаций, коммерческих структур, субъектов Федерации, всех пользователей Северного морского пути, совместное обсуждение общих проблем может привести к положительному результату. Эту проблему надо решать кардинально. Нужно использовать громадный опыт работы старого Главного управления Северного морского пути в новых условиях и в полной мере использовать рыночные механизмы. Вот почему я считал и считаю, что нужен федеральный закон «О Северном морском пути», устанавливающий порядок, помогающий создать технологические возможности его использования отечественными и иностранными судами, регулирующий порядок его бесперебойной работы и развивающий технические условия.