Сертифицирована судовая электронная картографическая система

 

Евгений Клюев
нач. Гос. гидрографического
предприятия Минтранса России

Карты и лоции

1998. Из десятков организаций Петербурга, участвующих в хозяйственном освоении Арктики, наше гидрографическое предприятие относится к тем, без которых в районе Северного морского пути грузоперевозки судами морского и речного флота осуществлять невозможно. Вместе со своими филиалами в портах Архангельска, Диксона, Игарки, Хатанги, Тикси, Зеленого мыса, Певска, Провидения оно уже более 65 лет обеспечивает в Арктике безопасность мореплавания. Вдоль прибрежной зоны материка, островов, крупных сибирских рек Енисей, Хатанга, Лена, Индигирка, Колыма общей протяженностью более 45 тыс. км проложены геодезические сети, выполнена топографическая съемка, на шельфе полярных морей сделано около 4 млн. км промера глубин. И обнаружено при этом более 1200 случаев навигационной опасности.

Геодезические сети

За долгие годы нами собран обширнейший материал, ставший национальным достоянием России. При общей протяженности традиционной трассы в 3500 миль (6475 км), протяженность рекомендованных путей, на которых обеспечиваются безопасные условия судоходства, в четыре с лишним раза больше. А на трассах Северного морского пути продолжаются, между тем, промерные работы. Моря изучаются для создания все новых и новых навигационных карт, лоций, руководств, пособий. Ими снабжаются для плавания все суда. А сами трассы обеспечиваются навигационным оборудованием для поддержания этих трасс на современном уровне, для лоцманских проводок на Енисее, Хатанге, Анабаре, Колыме. Мореплаватели же информируются об изменениях в навигационной обстановке и режиме плавания, ведется постоянный надзор за судами по предотвращению загрязнения арктических морей нефтепродуктами.

мореходство

Судовождение и рельеф

Между тем, у нас — всего лишь 21 гидрографическое судно и 10- служебно -вспомогательных. Критическая обстановка сложилась в Тиксинской и Колымской гидробазах. Нет судна, которое может обслуживать Быковский фарватер, на реке Лена гидрографическое судно «Дунай» лишено классификационных документов и подлежит списанию. Программа возрождения флота предусматривала поставку нам трех новых судов еще три года назад. И что же? Проект давно готов. Имеются судостроительные заводы. А денег по-прежнему нет. И все же мы продолжаем широкий комплекс работ. Связаны они с изучением различных аспектов акваторий арктических морей. Нашей гидрографической экспедицией, например, сделаны, имеющие большое практическое значение, съемки рельефа дна Штокманского и Приразломного месторождений. Плохо лишь, что наши возможности используются не так уж часто.
Их было бы, конечно, значительно больше, если бы быстрее решались проблемы, связанные не только с днем сегодняшним, но и завтрашним гидрографической службы Севера. В течение более чем 25 лет, например, на наших навигационных объектах в качестве источников питания используются радионуклидные энергетические установки. Это позволило почти все средства навигационного оборудования перевести на автоматический режим работы и отказаться от навигационных полярных станций. Но ведь к 2003 году практически у всех радионуклидных энергетических установок, а их 381, срок службы завершится. Минтрансу и Минатому это известно. Как и то, что действующая система средств навигационного оборудования не соответствует современному уровню.

Сертифицированные карты

Немало и других проблем, например, тех документация. Надо не только развивать береговые контрольно-корректирующие станции, но и создавать соответствующие требованиям международных морской и гидрографической организаций электронные сертифицированные навигационные карты, что позволит автоматизировать судовождение.

сертифицированные карты

Ведь еще три года назад была разработана и сертифицирована судовая электронная картографическая система «ТРИС-100», закончена разработка технических условий. Система — успешно прошедшая испытания уже на семи судах и ледоколах.

Новая система средств навигационного оборудования позволит постепенно отказаться от обязательной лоцманской проводки на реках Енисей, Хатанга, Анабар, Колыма. Для создания безопасных условий плавания судов на трассе Северного морского пути предстоит завершить развертывание сети из 14 контрольно-корректирующих станций глобальных спутниковых навигационных систем на морях российского сектора Арктики…
Этот перечень, разумеется, не исчерпывает всего, что предстоит сделать и сегодня, и завтра.