Рывок к технологиям XXI века – компания «Росшельф»

Евгений Велихов, президент АО «Росшельф», академик РАН

свидетельство о государственной регистрацииВ Санкт-Петербурге сосредоточен уникальный потенциал арктических знаний и технологий, накопленный поколениями полярных исследователей, моряков и инженеров. Одним из главных направлений его развития является ныне освоение морских месторождений нефти и газа в Северном Ледовитом океане. Именно в 1992 году научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и предприятия подводного кораблестроения вместе со своими московскими, архангельскими, северодвинскими, мурманскими и нижегородскими партнерами, с участием РАО «Газпром» создали российскую компанию по освоению шельфа «Росшельф», у которой оформлено свидетельство о государственной регистрации. Она призвана освоить морские месторождения углеводорода на арктическом шельфе России с опорой на отечественный научно-производственный потенциал морских технологий.

Деятельность компании

Завоевав в жестокой борьбе право на освоение недр Приразломного нефтяного и Штокмановского газоконденсатного месторождений в Баренцевом море, запасы которых превышают 200 млн. т нефти и 3 трлн. м3 газа, «Росшельф» осуществляет геологоразведку, разрабатывает проекты освоения месторождений, перестраивает для выпуска необходимой ему продукции заводские производства, строит морские технические средства для морской разведки и добычи нефти и газа в ледовых условиях арктического шельфа. Включены в эту огромную работу ученые, конструкторы, машиностроители, корабелы и металлурги Санкт-Петербурга, Северодвинска, Череповца и Мурманска. Руководство «Росшельф» провело большую работу по внедрению системы менеджмента качества ИСО, разработали программу по совершенствованию бизнес-процессов организации.

Теоретическая школа российских морских геологов, возглавляемая академиком И.Грамбергом, сформулировала и обосновала концепцию шельфа Северного Ледовитого океана, как крупнейшей нефтегазоносной провинции на Земле. Интенсивная разведка шельфа открытых и частично свободных ото льда Баренцева, Карского и других арктических морей, выполненная в 80-е годы мурманским предприятием «Арктикморнефтегазразведка», блестяще подтвердила эти прогнозы. Открытые уникальные газовые и нефтяные морские месторождения стали основой активного процесса освоения арктического шельфа.

Совместные проекты

В нем участвуют многие петербургские центры. Возглавляемое академиком И. Спасским конструкторское бюро подводного кораблестроения «Рубин» вместе с известной американской морской инженерной компанией «Браун и Руут» проектирует первую в России морскую ледостойкую платформу для нефтяного месторождения «Приразломное» в Печорском море. Она создается в виде гигантского стального острова с размерами основания 140х140м и весом 80 тыс тонн в цехах руководимого Д.Пашаевым крупнейшего в мире завода по строительству атомных подводных лодок «Севмаш» в Северодвинске. Причем создается из металла, поставляемого Череповецким металлургическим комбинатом и Ижорскими заводами. «Рубин» совместно с Российским научным центром «Курчатовский институт» и институтом «Гипроспецгаз» РАО «Газпром» разработали концепцию атомной подводной газоперекачивающей станции для подводных газопроводов. А С.-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», известное своими уникальными разработками в области подводных технологий, занято проектированием морских нефтяных терминалов и подводных танкеров для ледовых условий арктического шельфа.

Новые разработки

паспорт изделияНаучным центром освоения арктического шельфа стал возглавляемый академиком В.Пашиным ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. Здесь ведется разработка основ создания конструкций морских ледостойких технических средств для морской разведки и добычи углеводородов, проводятся испытания моделей таких конструкций в обоснование их проектирования и строительства. А в Центральном конструкторском бюро «Айсберг» проектируется специальный многофункциональный ледокол для обеспечения бесперебойной добычи нефти на платформе и ее перегрузки на челночные танкеры в ледовых условиях Арктики.

Основные запасы углеводородов на арктическом шельфе России находятся в покрытых дрейфующим льдом полярных акваториях. Для освоения этих запасов необходимы принципиально новые полностью подводные-подледные технологии разведки и разработки месторождений и транспортировки нефти и газа. Эта новая техника разрабатывается на основе российских технологий подводного кораблестроения и атомной энергетики ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, ЦКБ «Лазурит», СПМБ «Малахит», РНЦ «Курчатовский институт» совместно со специализированными организациями нефтегазового технологи-ческого цикла.

Предложенная схема подводного технического комплекса для разработки морского газового месторождения включает в себя паспорт изделия, систему подводных заканчиваний скважин, блок обработки добываемого продукта, отделения от него конденсата и подготовки газа к транспортировке, блок управления и энергетики подводного промысла, подводное хранилище конденсата, подводный терминал для перегрузки конденсата в подводный танкер, подводные танкеры для вывоза конденсата и систему подводных газопроводов для перекачки газа на берег. В составе подводного технического комплекса нижегородским ЦКБ «Лазурит», возглавляемым И. Квашей, разрабатываются подводные буровые суда и платформы для разведочного и промышленного бурения. Подводные танкеры и подводные газоперекачивающие станции также разрабатываются в составе подводного комплекса. Необходимое энергообеспечение подводного промысла и его технических средств в этих условиях, очевидно, может осуществляться только от ядерных энергетических установок, проектируемых на основе действующих ЯЭУ военно-морского флота и атомных ледоколов.

В процессе освоения арктического шельфа Россия совершает сегодня рывок к технологиям XXI века. В полной мере касается это и компании «Росшельф», объединяющей в единую программу освоение богатейших национальных природных ресурсов и использование уникального научного и производственного потенциала морских технологий.