Распорядок дня, организация питания и техника безопасности

техника безопасностиОрганизация повседневной жизни в лагере требует особой четкости и регламентированности, однако не сле­дует увлекаться всевозможными линейками и построени­ями, чтобы не превратить отдых и познавательную дея­тельность ребят в скучную казарму. Воспитатели и вожатые должны уметь оформлять техническую документацию, связанную с режимом дня и техникой безопасности при заготовке дров и приготовлении обеда. В первый день не следует планировать много учебной работы. Достаточно лишь небольшой обзорной экскурсии на природу.

Разработка плана учебно-исследовательской работы в лагере

Вожатые должны творчески подготовиться к приему групп. Веселая «робинзонада» на подходе к лагерю настроит ребят на интересную и полезную работу. Вечерний концерт укрепит в их сознании мысль, что они приехали в необычный лагерь, где их ждут настоящие друзья. Второй и третий дни должны быть самыми насыщенными в плане учебно-исследовательской работы, связанной с тематикой лагеря.

Безопасность — главное условие пребывания детей в лагере

Безопасность — главное условие пребывания детей в лагере, поэтому нужно строго выполнять все инструкции по технике безопасности в туристских походах, которые можно прочитать в паспорте безопасности на химическую продукцию. Вожатые рассказывают, что в целях сохранения здоровья людей и защиты окружающей среды в 1993 году в России начали регистрировать опасные вещества, теперь они контролируются государством. Очень важно перед использованием любого вещества узнать его характеристики и свойства, понять правила работы с ним.

Желательно, чтобы в лагере был врач или кто-то из педагогов имел хорошую медицинскую подготовку. Каж­дый педагог должен уметь оказывать первую помощь при травмах, кровотечениях, пищевых отравлениях, ожогах, тепловых и солнечных ударах и других несчастных случа­ях. Вожатые или руководители обязаны присутствовать при заготовке и рубке дров, при купании детей, разжига­нии костра, на занятиях по технике туризма, о также других мероприятиях, где жизни и здоровью детей может угрожать опасность.

Проведение специализированных тематических занятий

Неформальное обучение школьников, которое организованно проходит во время их деятельности в поле, будь то лагерь, экспедиция или поход, имеет разные формы. Наиболее приемлемыми являются экскурсии, экологические тропы, различные деловые игры. Хорошо себя зарекомендовали в летней экспедиции полевые уроки, специализированные тематические занятия, которые проходят под руководством учителя, студента, старшеклассника, специалиста — руководителя отряда «топографов», «гидрологов», «экологов», «химиков» и других. В качестве примера дальше приводится несколько обучающих полевых уроков, предполагающих дальнейшую самостоятельную деятельность учащихся и выполнение соответствующего задания. Тематику уроков можно расширить и усложнить в соответствии с возрас­том и образовательным уровнем ребят. При проведении полевых уроков рекомендуется вносить элементы имитационной игры (например, представить деятельность экспедиции).

Обучение в полевых условиях – основы безопасности и экологии

Распорядок дняДругая доступная форма обучения, которую можно наполнять содержанием по мере необходимости и возможностей, — экскурсия по экологическим тропам. Ниже приводится материал по некоторым экскурсиям. Обучение в полевых условиях состоит из ряда дейст­вий, которые выполняются на местности (или, как приня­то говорить, в поле). Учитель или руководитель объясняет материал, отрабатывает основные понятия, проводя экскурсии, показывает необходимые объекты, дает методи­ку измерений и наблюдений, учит работать с приборами, делать съемки, дает задание в целом. Очень важно при этом, во-первых, научиться делать записи в полевом дневнике, зарисовки, собирать матери­ал на точках наблюдения, на линиях профиля. Во-вто­рых, научиться «опознаваться» по карте, наносить на нее точки наблюдений и измерений. В-третьих, делать описа­ния и измерения по маршруту.

Как оформить полевой дневник и составить план действий

Полевой дневник содержит выполненные каранда­шом описания, чертежи, расчеты, абрисы, профили, результаты измерений — все, что сделано за день. Все страницы дневника должны быть пронумерованы, на второй страни­це обложки указан адрес его владельца. Каждая точка наблюдений имеет свой номер и долж­на быть «привязана» к местным ориентирам. Камеральная обработка материала — следующий этап работы, на котором подводятся итоги, выполняются необ­ходимые вычисления, анализируются данные наблюде­ний и измерений, формулируются выводы. Камеральные работы предполагают вычерчивание карт, разработку их легенды, построение профилей и нанесение на них содер­жательной информации, обработку результатов экологи­ческих экспресс-анализов , картирование состояний геосистем, составление иной документации. Результатом всех работ являются полученные выво­ды, умозаключения, рекомендации и прогнозы.