Природный комплекс соснового леса – о разработке маршрута

Содержание:

1. Определение местонахождения и характеристики рельефа.

2. Характеристика горных пород, слагающих местность.

3. Характеристика условий увлажнения.

4. Особенности растительности; сосна – главная древесная порода.

5. Производство мебели и домашней утвари из сосны. Практическая работа.

6. Определение природного комплекса.

Природные условия, влияющие на растительность

Природный комплекс— Назовите фактор (условие), который будет влиять на растительность этого участка (территория недостаточно увлажнена). Какая главная древесная порода произрастает здесь? Она влаголюбива или нет? (Сосна растет на засушливых участках).

— Какие предметы быта и материалы изготавливают из сосны? (Сосна применяется в строительстве и в производстве мебели). Это – доски, брус, щиты, для полов – паркет, качественная недорогая мебель. Каждая фабрика-производитель использует свои разработанные технические условия, опираясь на стандарты ГОСТ.

— Давайте рассмотрим корневую систему сосны. Благодаря своей длинной корневой системе сосна может добывать влагу из глубоко залегающих грунтовых вод. Это делает ее устойчивой против ветра и низовых лесных пожаров. Это очень важно и при строительстве домов из сосны.

После характеристики сосны ребята должны проанализировать освещенность соснового леса. Они делают вывод, что благодаря строению веток сосны такой лес хорошо освещен.

Работа по определению элемента рельефа

Характеристика природного комплекса начинается с определения элемента рельефа и подстилающих горных пород.

— На какой форме рельефа мы находимся? Какое происхождение имеет этот холм?

— Какими породами сложен этот холм? (Сделать прикопку и убедиться, что этот холм сложен песчаными горными породами).

— Как увлажняется это территория? Здесь сухо или влажно? Чем это объясняется? (Эта территория слабо увлажнена, так как песчаные породы хорошо пропускают воду, это водопроницаемые породы).

— Глубоко ли будут залегать грунтовые воды? (Глубоко, так как здесь большая толща песчаных пород, пропускающих воду. Расположение водоупорного горизонта можно увидеть у подножия склона).

Условия увлажнения почв

Определенные условия увлажнения и растительность способствуют образованию характерных почв. Учитель вместе с учениками закладывает почвенный разрез. При рассмотрении почвы можно задать ребятам вопросы:

— Одинакова ли окраска почв на различной глубине?

— Сколько слоев можно выделить?

— Определите мощность каждого слоя.

о разработке маршрутаУченики должны выделить следующие горизонты: лесная подстилка, гумусовый горизонт, подзолистый горизонт, горизонт вымывания и почвообразующая порода. После рассказа о каждом почвенном горизонте ребят просят вспомнить причины формирования таких почв. Особое внимание следует уделить подзолистому горизонту. В своих ответах учащиеся должны указать, что пепельно-серый цвет этого горизонта напоминает золу, поэтому так и называется. Причина его образования – интенсивное промывание почв дождевыми и талыми водами. Такие воды способствуют выносу питательных минеральных веществ из верхних слоев почвы в нижний горизонт вмывания. Сам горизонт вмывания имеет темно-бурую окраску за счет накопления в нем этих веществ.

Закрепление материала на примере почв природного комплекса

Для закрепления материала учеников просят зарисовать почвенный разрез с указанием всех почвенных горизонтов и их мощностей. На примере почв природного комплекса соснового леса мы познакомились с почвами, типичными для всей природной зоны тайги – подзолистыми.

В конце экскурсии ученики должны перечислить факторы, характерные для природного комплекса. По преобладающей растительности и почвам ребята дают название природного комплекса соснового леса. Чаще всего – это сосняк-зеленомошник на хорошо дренированных подзолистых почвах вершины холма.