Престижный город – богатый город. Прогнозы развития Петербурга

Илья Клебанов,

вице-губернатор, председатель Комитета экономики и промышленной политики администрации Санкт-Петербурга

Развитие экономического потенциала города

порт спб

За последние годы, связанные с переустройством российской экономики, петербургские ученые и специалисты разработали немало программ и прогнозов развития города на Неве. Все они продиктованы стремлением увидеть наиболее точно будущее Петербурга, определить самые важные направления, которые повысят его экономический потенциал, создадут новый облик, продолжив при этом лучшие традиции и сохранив особый имидж Петербурга, сложившийся в течение трех столетий его существования.

Известные проекты «Европейские ворота России», «Балтийский мост», «Транзит — 2000» — это не только развитие прибрежных территорий Финского залива, не только реализация целого комплекса работ, которые должны обеспечить ежегодную переработку 150 миллионов тонн грузов, обеспеченных декларациями о соответствии по всем имеющимся требованиям, на причалах Большого порта Санкт-Петербурга и портов Ленинградской области, не только создание новых транспортных магистралей и мощностей. Петербург будет участвовать в этом процессе и своей продукцией, своими товарами, своими научными и техническими идеями.

Развитие транспортного комплекса — источник дополнительных средств

Улучшение инвестиционной обстановки в городе несомненно окажет благоприятное воздействие и на решение тех проблем Петербурга и Ленинградской области, которые связаны с необходимостью развития транспортного комплекса. Вообще говоря, особое внимание к транзитным грузам, возникшее в последнее время с нашей стороны и со стороны прибалтийских и скандинавских стран, всего ЕС, не является чем-то исключительным и свидетельствующим о выходящей за нормальные рамки конкуренции на рынке. Конечно, многое здесь связано с экономическими и политическими переменами, произошедшими в России, и с новыми торгово-экономическими связями между европейскими государствами.

С другой стороны, нельзя не признать, что мы долгое время не занимались по-настоящему развитием российского транспортного узла на Балтике, тем более с учетом его международного значения, необходимости повышения его привлекательности, с учетом укрепления конкурентоспособности российских перевозчиков. Впрочем, подобное было еще в начале века, когда специалисты и общественность отмечали, что хотя Петербургский порт является началом единственного пути в волжско-камский район, в Москву, тем не менее «грузоотправители все больше обходят его и направляют свои товары в Ригу, Ревель, Либаву, где и благоустройства более, и относительная долгосрочность навигации соблазнительна».

Но сегодня это — не только элементы престижа. Это — источник дополнительных средств. Немногое, что сделано в 1997 году в этом направлении, дало прибавку в консолидированный бюджет за счет транспортной составляющей. А это — более 450 миллиардов неденоминированных рублей, 15,9% к уровню предыдущего года.

Большой порт Санкт-Петербурга

большой порт спб

Сегодня в лексиконе специалистов появилось словосочетание «Большой порт Санкт-Петербурга». Наш город остается и в нынешнее время крайне важным пунктом на пересечении транспортных магистралей между Европой и Азией, между Северо-Западом и Югом России, в направлении на Тихий океан. Так что создание Большого порта, в состав которого войдут уже имеющиеся, не модернизированные пока в полной мере и новые портовые мощности — это часть все той же обширной программы, предусматривающей развитие транспортного комплекса города на Неве и прилегающего к нему региона. При ее реализации необходим такой подход к проблеме и так надо строить инвестиционную политику, чтобы ресурсы и средства концентрировались независимо от их отраслевых или местных источников, на приоритетных и наиболее проработанных проектах. Тогда и отдача будет весомее и быстрее.

По важности и очередности работ первостепенное значение имеет поэтому Большой порт Санкт-Петербурга. Вместе с возрожденной, изменившей свою структуру и технический уровень промышленностью города он и должен определять лицо Петербурга — исторически главного выхода России в Европу.