Предприятия — резиденты в свободной экономической зоне сегодня

СЕРГЕЙ ОДОКИЕНКО,начальник отдела комитета экономики и промышленной политики:

Мы получим уникальную возможность объективно оценить истинное состояние системы перевозок

ВАСИЛИЙ РАГОЗИН, генеральный директор субзоны «Пушкинская»:

Как видим, город не проиграл

Предприятия-резидентыОни появились в Пушкине три года назад. Сначала держались в тени, но постепенно разворачивали свою деятельность, и сегодня о них узнали не только в Пушкине и Петербурге, но и за их пределами. К ним приезжают, с ними знакомятся, ими интересуются. Значит, провал? Вовсе нет, успех.

Тот, кто хоть что-нибудь слышал о свободной экономической зоне, уже понял, о чем идет речь. Ведь резидентами называют не только высококлассных шпионов, но и предприятия, которые входят в такую зону и работают в ней. Выбор резидентов для первой в Петербурге и в России субзоны экспортно-ориентированного производства «Пушкинская» шел нелегко. Город рисковал: предприятиям, которые исправно платили налоги в городскую казну, нужно было дать налоговые льготы, свидетельство о государственной регистрации в надежде, что они увеличат объем производства и сумма поступлений в бюджет не уменьшится, а даже увеличится. Но вдруг надежды не сбудутся?

— Потому и выбирали предприятия сравнительно небольшие, — поясняет Сергей Сергеевич Одокиенко, начальник отдела свободных экономических зон Комитета экономики и промышленной политики администрации Петербурга. — Если бы эксперимент оказался неудачным, то потери были бы не слишком ощутимы. После долгих споров определили налоговую льготу — 40 процентов. Исходили из того же соображения — чтобы неудача не стала катастрофой.

Нынешний Пушкин (в прошлом — Царское Село) славен не только дворцами и парками, но и промышленностью — оборонной и гражданской. Так что выбирать было из чего. Однако ясно: в зоне свободного предпринимательства, ориентированной на экспорт, успешнее могут работать предприятия, которые имеют программу экологического производственного контроля и опыт сотрудничества с зарубежными партнерами.

Таким был Пушкинский машиностроительный завод. Отсюда уже несколько лет поставляли немецкой фирме металлоконструкции бетономешалки и силосные башни для цемента. Завод сотрудничал также с другой фирмой — производителем асфальтовых заводов.

Путевой ремонтно-механический завод (сейчас он называется — просто «Царскосельский завод») поставлял строительным фирмам скандинавских стран и Голландии разнообразные контейнеры для перевозки грузов по железной дороге и на автомобилях, ремонтировал машины для выравнивания железнодорожных путей.

О партнерстве с зарубежными коллегами

Предприятия в свободной зоне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У нас есть постоянные партнеры в Германии, скандинавских странах, ведем переговоры с фирмами из США. Нельзя сказать, что инвесторы толпятся у наших дверей, — рассказывает Рагозин.

— Наши налоговые льготы не так велики, чтобы привлекать сильнее, например, китайских свободных зон. Однако, те западные фирмы, которые хотят выйти на российский рынок, а их немало, проявляют к нам серьезный интерес. В результате объем производства за последние три года увеличился в два с половиной раза, количество рабочих мест выросло на 11%.

А суммы выплат в бюджет возросли с 620 тысяч долларов в 1994 году до 2 295 тысяч долларов в 1996 году. Как видим, город не проиграл.

В таком случае, почему бы не увеличить число резидентов?

По правилам игры, работающие на территории города предприятия могут стать резидентами лишь с разрешения городских властей. Было три претендента, и ни один пока такого разрешения не получил. Причины этого разные, в том числе неуверенность в том, что город не потеряет деньги, уже получаемые. Но резидентами могут стать и предприятия, которые находятся вне города или вновь создающиеся фирмы.

Читаем документы и видим возможности разработки

Учитывая это, мы и строим наши планы. Интересные возможности подсказывает генеральный план развития Пушкина. Они широки и достаточно разнообразны: город находится на въезде в Петербург, автомобильные дороги, которые пересекают его, ведут в Европу и центр России, рядом — железная дорога с сортировочной площадкой, есть аэродром. Мы надеемся сделать Пушкин центром бизнес-туризма. Пушкинские достопримечательности и сейчас привлекают многих из тех, кто приезжает в Петербург.

А если здесь будут бизнес-центр, гостиницы, рестораны?

Вспомним недавнюю историю. В Царском Селе была знаменитая Императорская авиационная школа — школа Нестерова. Мы хотим возродить ее, а используя потенциал нашего оборонного предприятия, наладить выпуск дельтапланов, небольших самолетов, парашютов. Откроем музей авиации, начнем проводить международные авиа соревнования.

Свободные зоны  и  технологический регламент

В Петербурге еще три свободных зоны — «Ленэкспо» в Гавани, «Северная верфь» и «Полюстрово». «Ленэкспо» получила кредит на выгодных условиях и благодаря этому сразу резко увеличила количество услуг. Результаты очевидны. «Северная верфь» и «Полюстрово» — пока еще в стадии становления. Но ясно, что возможностей для создания субзон свободного предпринимательства у Петербурга, как города промышленного и большого транспортного узла, много. Сейчас прорабатываются зоны Морского порта, предприятия для производства электричек и, возможно, вагонов метро.

Чтобы привлечь инвесторов, нужно сделать так, чтобы их деньги у нас работали лучше, чем в другом месте или в другой стране.

Порт и технологический регламен освещения

И такие условия они могут найти в зонах свободного предпринимательства в Сингапуре, Гонконге, или может быть — в Европе.

Если так, то скоро в нашем городе появятся и другие резиденты. Они будут выпускать конкурентоспособную продукцию и стабильно приносить деньги в казну.

Беседу вела Полина Соловей