Понятие о геологической экологии и основные технические термины

«Учись, мой сын. Наука сокращает
нам опыты быстротекущей жизни».
А. Пушкин

Краеведческо-экологические полевые занятия и по ходы — полезная и увлекательная форма организации летнего досуга учащихся, активный метод воспитания их мировоззрения, экологической культуры и сопричастности к природе, а также способ непосредственного исследования родного края.

Техническая документация по геологии и экологии в тех условиях полевого лагеря

В полевом лагере, выполняя соответствующие программы, учащиеся получают ценные и оригинальные сведения об отдельных компонентах природы и их экологическом состоянии, об уникальных объектах и ландшафтах, о способах их освоения и степени сохранности.
Участвуя в такого рода экспедициях, лагерях, ребята овладевают различными методами и методиками наблюдений и измерений в поле, учатся выполнять съемку, делать экспресс-анализы экологического состояния воды, воздуха, обрабатывать материалы и получать выводы.
Наша практика проведения:

  • экологических,
  • географических,
  • краеведческих,
  • туристских,
  • спортивных,
  • воспитательных занятий,
  • экспедиций и походов

показывает, что школьникам в таких условиях свойственна высокая обучаемость, хорошая адаптация к полевой жизни, что в конечном итоге является столь необходимой для них «экологической реабилитацией» (особенно это важно для городских школьных классов).
Авторы делятся опытом работы с учащимися по такому интегрированному направлению, как геоэкология, предлагают собственные методические разработки и технологические инструкции по обучающей деятельности для осуществления ее в летнем школьном лагере, дают рекомендации и полезные советы о преодолению организационных трудностей.
Предлагаемый технический документ — программа работы. Данные методики программы апробированы в течение нескольких полевых сезонов с учащимися Войскоровской школы при участии студентов факультета географии РГПУ им. А.И. Герцена (начальник лагеря учитель-методист А.М. Макарский) и со школьниками школы-колледжа «Земля и Вселенная» г. С.-Петербурга директор О.А. Друговейко). Научное руководство и непосредственное участие в разработке проекта летнего школьного гео экологического лагеря осуществлено канд. геогр. наук Т.С.Комиссаровой (РГПУ им. А.И. Герцена).
Предисловие, разделы первый и четвертый, приложения написаны Т.С. Комиссаровой, раздел второй совместный, автором третьего раздела и инициатором издания в целом является A.M. Макарский.

Авторы благодарят за участие в подготовке материала аспирантку кафедры методики преподавания географии РГПУ И. Овсюк — автора приложения «Рекреационные ресурсы Ленинградской области», а также студентов V курса факультета географии (1993 г.) О.С. Антонову, Ю.Д. Леострину, О.В. Павлову, Е.Ю. Петрову, Н.Н. Орлову, разработавших обучающие экскурсии и игры по «станциям».
Авторы искренне признательны за интерес к экологическому просвещению учащихся и финансовую поддержку при подготовке книги к изданию главе администрации Тосненского района Ивану Филипповичу Хабарову, его первому заместителю Юрию Тимофеевичу Слипенко, начальнику отдела народного образования Анатолию Васильевичу Цыганову.
Особая благодарность за участие и поддержку авторской инициативы — председателю Горкома профсоюза работников просвещения Тосненского района Ирине Юрьевне Пушкиной и ведущему специалисту отдела на родного образования Ирине Викторовне Корчагиной.

Войскоровская школа, Комитет по пропаганде географических знаний при Президиуме РГО РАН, ЛОИУУ проводят ежегодную научно-практическую конференцию «Краеведение и геоэкология», на которой обсуждаются итоги и перспективы полевых работ со школьниками.

Геоэкология и тех документация

В настоящее время на Земле нет белых пятен. Она исследована и описана практически полностью (образец технических условий для науки географии — «все» науке уже известно, конечно, все в кавычках).

Но продолжается изучение природы Земли, природы родного края, исследуется ее состояние и влияние на человека, его здоровье, самочувствие. Многим людям общение с природой помогает восстановить физические и душевные силы. Едва дождавшись отпуска, они собирают рюкзаки, палатки, байдарки..и едут на ту сторону реки или моря где они не были, и «счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги». Счастлив тот, кто осознает себя в гармонии с Природой, ибо каждый человек ее часть, ее дитя.
Сегодня мы понимаем, что «голубая планета», имеющая на границе с Космосом ту, особенную географическую оболочку, является домом, где обитает человечество. Это целое в современных технических условиях имеет сложную структуру, и наш «дом» состоит из разных «этажей» и «квартир», из разнообразных ландшафтов, меняющихся от места к месту. Он описан, документирован, но не полностью.

Ландшафтная сфера — арена жизни и битвы людей за ту долю, которая им кажется лучшей.
Книга Природы, образно говоря, в руках у каждого, но читать ту книгу может только грамотный человек. Грамоте же обучает Учитель, он помогает листать страницы этой книги, знакомит с ее содержанием, учит любоваться им, понимать свое единство с природой, ее сущность, сложность и бесконечность, учит грамотной, рациональной бережливости.

Различают несколько периодов эволюции Земли:

  • добиогенный,
  • биогенный и
  • современный — ноосферный.

Из этих названий понятно, что разделение на периоды связано прежде всего с возникновением живого вещества и формированием биосферы — особой оболочки земного шара, состоящей (цитируем документ по В.И.Вернадскому) из живого вещества — совокупности живых организмов, биогенного вещества — минеральных и органических продуктов жизнедеятельности живого вещества, и биокосного вещества -результата взаимодействия живой и неживой природы (это осадочные породы, вода, газы нижних слоев атмосферы).
В биогенных и биокосных веществах надолго консервируется солнечная энергия (вспомните каменный уголь, дающий нам сегодня энергию и тепло при сжигании).

Процесс эволюции биосферы привел к формированию:

  • антропосферы,
  • социосферы

Что позволило В.И.Вернадскому разработать учение о ноосфере — сфере разума и обозначить проблему ноосферогенеза.
Итак, Природа — колыбель общества с мезолита, некие технические условия для развития.
Люди, жившие в палеолите (их было всего 2,5-10 миллионов человек), имели эмпирический опыт единения с природой и экологическое восприятие пространства и времени. Время измерялось хозяйственными сезонами года, его рубежи имели фенологический характер, или планетарный. Сегодня время «упрятано» нами в календари и коробки различных механизмов — часов. А умеем ли мы определить время по солнцу, по растениям?

Метрология — расстояние люди ранее измеряли количеством переходов, как правило, дневных.

Правда, этот способ измерения сохранился и сегодня. Так, в горах или в тайге не принято спрашивать, сколько километров или сотен метров осталось до цели; спрашивают, сколько времени, дней, часов займет этот путь.
За тысячи лет человечество утратило навыки жизни в естественной среде, но приобрело практический опыт.
Так, 10-12 тыс. лет тому назад деградировало покровное оледенение в Европе в ту ландшафтную «ситуацию», которую мы видим сейчас.

Для каждых тех условий развития свои особенности, но 10 тыс. лет назад началось время:

  • мезолита,
  • сменившееся неолитом,
  • затем бронзовым и
  • железным веком (см. табл. 1).

За последние 10 тыс. лет сменилось 400 поколений, и каждое из них оставляло следы своего воздействия, своей культуры, своих тех условий. Природа хранит труд поколений, в ту пору еще не до конца осознанных.

К числу важный относится закон, сформулированный русским революционером демократом  Д. Писаревым, процитируем из документов его фразу: «Географическая среда обладает свойством накапливать те изменения, которые вносит в нее труд многих поколений людей, в результате чего происходит общий процесс ее улучшения для жизни общества».

К сожалению, действие закона не распространяется на всю Ойкумену, а на ту ее часть, которую мы называем цивилизованным миром.