Подсчеты подтвердили: экономический эффект огромный Сахалин практически перестанет быть островом

Сергей Шарапов, зам. директора государственного института технико-экономических изысканий и проектирования ж.-д. транспорта

 декларация соответствияВ прошлом году министр путей сообщения поручил нам подготовить технико-экономические расчеты создания прямого железнодорожного сообщения между материком и Сахалином. Предстояла большая работа по разработке технической документации. А также ответить на множество вопросов, используя и то, что уже наработали до нас Мосгипротранс, ОАО «Дальгипротранс», Сахалинская и Дальневосточная железные дороги, администрация Сахалинской области. И мы на эти вопросы ответили, охарактеризовав транспортную инфраструктуру материковой части прилегающего к Сахалину района и самого Сахалина, а также паромной переправы Ванино-Холмск, являющейся наиболее зависимым звеном от неустойчивых погодных условий, когда простои вагонов на станциях Ванино и Холмск достигают двух недель, приводя к порче продуктов. «Что делать?» — этот вопрос волновал многих.

Найти оптимальное решение

Необходимо было найти экономически обоснованное и технически выполнимое оптимальное решение, разработать требования к сертификатам соответствия, и другие условия, обеспечивающие устойчивую транспортную связь с Сахалином на долговременную перспективу. Но, прежде всего, определить перспективные объемы перевозок грузов между материком и островом. И мы пришли к заключению, что с учетом фактического состояния экономики области, тенденций ее развития объем собственных грузоперевозок Сахалина может составить в 2010 году не менее 1 млн.т, в 2015 году — не менее 2 млн.т против 0,8 млн.т в настоящее время. При благоприятном развитии внешнеэкономической деятельности России можно ожидать, что к 2015 году объем перевозок в связях острова Сахалин с Японией составит от 1,4 до 6 млн.т с учетом транзита на Западную Европу. Расчетные объемы перевозок между материком и островом были приняты нами на 2010 г. — 2,5 млн. т, на 2015 год — 3,0 млн.т.

Освоение прогнозируемых объемов перевозок рассмотрено при условии развития транспортной сети: с использованием паромной переправы Ванино-Холмск — не только реконструированной, но и расширенной новыми паромами; морскими судами — с перегрузкой в портах Ванино, Холмск; в прямом железнодорожном сообщении, после строительства линий Селихин — Мыс Лазарева (553 км) и Погиби — Ноглики (131 км) с тоннельным (11,7 км) переходом пролива Невельского и пункта перестановки вагонов на колею 1067 мм на ст.Ноглики.

декларации о соответствииЭффективность прямого железнодорожного сообщения

Экономическая эффективность прямого железнодорожного сообщения зависит от объемов перевозок и может быть обеспечена при развитии международного транзита. С учетом усиления и развития железнодорожной сети Сахалинской дороги, потребность инвестиций для выполнения строительно-монтажных работ определена по стройкам-аналогам в сумме 35,1 млрд. руб., а дисконтированный срок окупаемости инвестиций от момента завершения строительных работ составит 24 года. Для таких капиталоемких и «вечных» сооружений это представляется приемлемым.

Строительство и ввод в эксплуатацию железнодорожных линий с тоннельным (мостовым) переходом пролива Невельского оцениваются и политической, и экономической эффективностью. Это — укрепление территориальной целостности России за счет более надежной транспортной связи с центром. Это — и упрочение России в мирохозяйственной системе. Ведь Японии, в частности, предоставляется возможность транспортировать грузы по железным дорогам в направлении стран Западной Европы. Будет упрощен товарообмен между странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Трансконтинентальная железнодорожная линия в 15000 км позволит, кстати, связать Токио и Лондон.

Привлекательность транзита через территорию России очевидна. Будет достигнута более высокая скорость доставки грузов по сравнению с морским транспортом. Между портами Токио и Роттердама, например, время транспортировки сокращается на 15-18 суток. Сокращаются затраты на транспортировку. Стоимость перевозки одного 20-футового контейнера из Токио в Роттердам сократится на 523 доллара США. Грузы можно будет доставлять без перегрузок от отправителя до склада получателя. А это повысит их сохранность, снизит их стоимость для потребителя. Ведь сейчас при перевозке грузов из Японии в порты Европы выполняются четыре погрузо-разгрузочные операции!

Подсчеты, таким образом, подтвердили: экономический эффект от создания прямого железнодорожного сообщения между материком и Сахалином — несомненный и это не просто декларация. Дополнительный приток в бюджет России от международного транзита может ежегодно составить 10-16 млрд. рублей. Будет, таким образом, качественно новая, более надежная, всепогодная связь Сахалина с материком, способная в дальнейшем с минимальными затратами осваивать дополнительный грузооборот. Сахалин практически перестанет быть островом.

декларация соответствия сертификатВовлечение новых районов и областей в хозяйственное освоение

Но и это еще не все. В более интенсивное хозяйственное освоение будут вовлечены новые районы Хабаровского края и Сахалинской области. Уменьшится диспропорция в развитии транспортной сети региона, когда Байкало-Амурская железнодорожная магистраль имеет только один выход к морю — порт Ванино. Со строительством новой линии БАМ получает выход к незамерзающим портам Сахалина — Холмску, Невельску, Корсакову, а также — к лесным портам материка — Де Кастри и Мыс Лазарева. Грузопотоки будут более рационально распределяться между Транссибом и БАМом. Производственные мощности морских портов материка освободятся от перевалки грузов, следующих на Сахалин, Камчатку и в Магадан. Это позволит использовать их для обработки экспортно-импортных грузов, снизить затраты на развитие портов и подходов к ним. За счет сокращения расстояния доставки по сравнению с действующей схемой снабжения из материковых портов затраты на перевозку грузов по новой железнодорожной линии на Сахалин и дальнейшую их отправку на Магадан и Камчатку через порты Холмск и Корсаков снизятся на 18-20 процентов, а через построенный порт Ноглики — на 25 процентов.