Главная » Архивы-2 » По европейским стандартам: дорога, которую мы выбрали

По европейским стандартам: дорога, которую мы выбрали

Геннадий Ткачев, вице-губернатор Санкт-Петербурга, председатель Комитета по внешним связям

По европейским стандартамРечь идет, прежде всего, о создании необходимых для здорового инвестиционного процесса инфраструктур. Скажем, по предоставлению информации о безопасности бизнеса, которая обеспечивала бы инвесторов сведениями о том, с кем можно работать на рынке Петербурга. Кто из поставщиков проявил недобросовестность? Какие банки надежны? Как обеспечить техническую безопасность компьютерных сетей фирмы? Теперь ответы на эти вопросы можно получить в любой из десяти специализированных компаний, за добросовестность и компетентность которых готовы поручиться и администрация города, и Совет по содействию инвестициям при губернаторе. Так как именно эти компании вышли победителями строго отборочного конкурса на рынке информационных услуг Петербурга.

Актуальные тенденции наших дней

Актуально создание современной, соответствующей мировым стандартам системы контроля качества продукции. Разработка и регистрация технических условий на продукцию и внедрение международной сертификации товаров и услуг, без которых невозможен выход на мировые рынки, уже начато в Петербурге. Или — внедрение современных таможенных технологий, сберегающих время и деньги инвесторов, резко повышающих инвестиционную привлекательность региона, как, например, так называемый «свободный склад», на территории которого отсутствуют ввозные пошлины и который располагается, как правило, в порту. Вопрос о его создании в Петербурге уже поднят. Требуется подключение федеральных органов.

Резкого перелома в оценке надежности города, как делового партнера, удалось добиться после того, как в корне был изменен подход к построению городского бюджета. До этого иностранным инвесторам он был просто непонятен. Отсюда возникало ощущение больших финансовых рисков при инвестировании в нашу экономику.

Прозрачный бюджет по всем правилам игры

По европейским стандартамС 1997 года город целиком перешел на подготовку бюджета по единым европейским стандартам. Бюджет, который впервые тогда был опубликован, а на английском языке разослан по всем представленным в городе консульствам, стал понятным, «прозрачным» для наших иностранных партнеров. Небогатый, но уже здоровый, бездефицитный бюджет. И вот, благодаря этому, в том 1997 году Петербург получил кредитный рейтинг. Он был не так высок, как на самом деле показали расчеты, потому что по «правилам игры» рейтинг города должен быть ограничен рейтингом страны, т.е. России. Это отметили в заключении эксперты. Однако само наличие международного кредитного рейтинга уже дало городу выход на рынок еврооблигаций. Почему он нас привлекал? Да потому, что мы всерьез думали о будущем Петербурга!

Дело в том, что как раз к тому времени в стране достигли пика скандальные обвалы «финансовых пирамид» типа «МММ». И мы должны были сделать все, чтобы предотвратить нагромождение и крах подобной пирамиды на базе муниципальных краткосрочных облигаций, ранее выпущенных Петербургом. Иначе — о какой репутации города потом вести речь?!

Внешне схема была простой. Имея международный кредитный рейтинг, выпускаем на внешний рынок свои, питерские, евро бонды. Валютную выручку от их реализации тотчас направляем на скупку этих «опасных» МКО. В итоге, поскольку МКО выпускались на 3, 6, 7 и 12 месяцев, а евро бонды — на 5 лет, этот долг города из краткосрочного превратился в пятилетний, да к тому же полученный под куда более низкий процент. А за пять лет многое можно изменить к лучшему! Одно тревожило: пойдут ли наши евро бонды на фондовом рынке? Каково будет доверие к нашим ценным бумагам и спрос на них?

Объем эмиссии составил 300 миллионов долларов США, это была точно, по европейским стандартам и вместе с нашими консультантами рассчитанная сумма, которую Петербург реально мог позволить себе «взять в долг» на 5 лет, под выпущенные евро бонды. Результат столь скрупулезного подхода превзошел все ожидания: спрос на еврооблигации Петербурга оказался… в 4 раза выше фактического объема их выпуска! Вот он, истинный «рейтинг доверия» к нашему городу…

Надежный партнер и заемщик

Схема сработала. Своевременное погашение обязательств, низкие расходы на обслуживание внутреннего и внешнего долга (менее 10% доходов бюджета), вовремя и без первичного дефицита принятый бюджет на 1999-й обеспечили Петербургу репутацию надежного заемщика.

— Значит ли это, что теперь можно успокоиться, и инвестиционный процесс пойдет сам собой?

— Ни в коем случае! Репутация города — понятие емкое, а его деловая репутация — величина, вообще, бесконечная. Поэтому делается для этого еще уйма полезных дел, и сделать предстоит тоже немало. Как по укреплению доверия к городу, так и по формированию взаимных с инвесторами деловых интересов.

Важные объекты инфраструктуры инвестиционного процесса — открывающиеся в Петербурге центры сотрудничества с теми или иными странами и городами, бизнес-представительства нашего города за рубежом. Отрадно, что это направление даже при нашем небогатом бюджете уже обретает черты системы прямых связей с зарубежными партнерами.