Паспорт качества на спиртованные морсы из сушеного сырья

паспорт качества на морсыОсобое внимание уделяется но­вому, вступившему в строй в январе 2003 года и признанному НАА «Лучшим инвестиционным проектом года», пред­приятию ООО «Ивангород» (Ленинград­ская область). По итогам 2004 года, ООО «Ивангород» увеличило общий объем производства в 2,2 раза. Предприятие произвело и отгрузило продукции в 2 раза больше, чем в 2003 году. В том числе производство спиртованных настоев увеличилось в 2,3 раза, про­изводство морсов спиртованных из свежего сырья увеличилось в 1,4 раза. Производство морсов спиртованных из сушеного сырья выросло в 1,8 раза, а соков спиртованных — в 2,5 раза. Ассортимент выпускаемой продукции увеличился на 12 позиций. На продукцию ООО «Ивангород» оформлены паспорта качества, большое зна­чение придается качеству выпускаемой продукции. На предприятии разработана программа производственного контроля, в рамках которой осуществляется лабораторный контроль вредных факторов производственной среды. ООО «Ивангород» провело работу по внедрению системы менеджмента качества и совершенствует бизнес-процессы организации.

Об условиях сохранения конкурентоспо­собности продукции

Первый заместитель генерального директора ЗАО «Холдинговая компания «Ладога» по внешнеэкономической деятельности В.Евстратьев отметил, что в части сохранения конкурентоспособности предусматривается принятие ряда мер. В производстве водок ис­пользуется спирт только из зернового сырья и соответствующим образом подготовленная для технологических нужд вода, содержащая необходимый солевой состав.

Ликероводочные и слабоалкогольные напитки готовятся только с использованием натурального экологически чистого растительного сырья, поставляемого из Ленинград­ской, Вологодской, Архангельской, Мурманской областей и Карелии. В дальнейшем предполагается расшире­ние производства продукции сегмента hight-premium, увеличение спроса на которую отмечается как на внутреннем, так и на внешнем рыках.

Общие проблемы отрасли и условия импортных закупок спирта

Президент Национальной алкоголь­ной ассоциации П.Шапкин посвятил выступление общим проблемам отрас­ли в свете предстоящего вступления России в ВТО и предлагаемого Минсельхозом России варианта госмоно­полии на спирт. Он отметил, что при ликвидации внешнеторговых барьеров импортная алкогольная продукция су­щественно потеснит на нашем рынке отечественных производителей, пос­кольку она не несет бремени акцизных налогов. Доля импортной продукции растет уже сейчас. Особенно на­глядно это демонстрирует агрессия украинских компаний Nemiroff и «Мяг­ков». При этом увеличение импортной продукции не будет гарантировать ее качества, поскольку контроль за этим показателем практически не ведется. НАА настаивает на сохранении сущес­твующего порядка лицензирования импорта.

В Правительстве находится на рассмотрении вопрос о том, чтобы никаких новаций во внешнеторговой деятельности на протяжении 3-летнего периода после вступления России в ВТО не проводилось.

Об условиях предполагаемой госмонополии на спирт

паспорт качества на морсПо вопросу госмонополии на спирт П. Шапкин подчеркнул, что все участ­ники алкогольного рынка крайне отри­цательно относятся к предлагаемому Минсельхозом России варианту. В частности, совершенно излишние пе­ремещения спирта от производителя к потребителю через акцизные склады по всей территории России существенно скажутся на конечной цене продукции. Спиртоводочные производства, рабо­тающие на собственном полупродукте (а таких сейчас немало), понесут до­полнительные убыточные издержки.

Кроме того, основная налоговая нагрузка перекладывается на произво­дителей спирта, а все акцизы придется оплачивать авансом, еще до момента производства и реализации конечной продукции. При этом импортная про­дукция будет поступать по прежней схеме. В этих условиях доля составляющей отечественного производства будет резко снижаться. Определенные трудности в продвижении отечествен­ной продукции на внутреннем рынке создает и региональный сепаратизм. Поскольку большая часть налоговых сборов от производимой и реализуе­мой на местах продукции остается в бюджетах регионов, последние прини­мают все меры к ограничению завоза продукции из других регионов. Все это вместе взятое отрицательно влияет на дальнейшее развитие отечественного производства.

О перспективах и условиях сохранения конкурентоспособности продукции «Ладоги»

После выступлений докладчики ответили на вопросы журналистов, ка­савшиеся как деятельности собственно ЗАО «Холдинговая компания «Ладога», так и общих проблем алкогольной от­расли. Из ответов сложилось впечатле­ние, что если относительно перспектив сохранения конкурентоспособности продукции «Ладоги» особенно беспо­коиться не приходится, то в отношении перспектив сохранения позиций отечественного производства в целом положение далеко не радужное, но и не совсем безнадежное. Поднятые на пресс-конференции вопросы заслуживают внимания всех отечественных производителей алко­гольной продукции, поскольку непос­редственно затрагивают их интересы.

Б. В. Ефремов, редактор ИБ «Ликероводочное производство и виноделие»

При каких условиях возможно введение госмонополии

Прозвучавшая на пресс-конферен­ции информация по видению проблем предполагаемой госмонополии на спирт несколько утрирована и нужда­ется в пояснениях.

качество морсыОтрицательно относиться можно к отдельным моментам предлагае­мого Минсельхозом варианта, но не к концепции в целом, позволяющей повысить эффективность государс­твенного контроля за счет сокращения количества плательщиков акцизного налога в десятки раз. При введении госмонополии реализация спирта, по логике, должна осуществляться по государственным квотам с территории предприятий-производителей непос­редственно потребителям заявочным порядком, без каких-либо промежу­точных инстанций. Перевозки спирта по всей территории нашей необъятной страны настолько абсурдны, что до это­го не додумаются ни в Правительстве, ни в Госдуме. Очевидная опасность при переносе 100% акцизного налога на спирт прежде всего, по-видимо­му, заключается в том, что при этом практически снимается контроль за производством и оборотом конечной алкогольной продукции. Без установ­ления жесткого барьера на пути сбыта теневой продукции такая мера сегодня приведет к увеличению последней за счет контрабандного спирта. Этот вопрос необходимо решать в первую очередь.

Какие условия нужно создать для налаживания механизма реализации

Так или иначе, Минсельхоз внес только предложение. Для налаживания механизма реализации проекта необ­ходимо разработать законодательную и нормативную базу, создать структуру управления госмонополией, опреде­лить сеть акцизных складов с адресной привязкой, порядок прохождения про­дукции, принять ряд очередных попра­вок к закону о производстве и обороте спирта и алкогольной продукции и мно­гое другое. На отработку всех вопросов уйдет не один год. Но поскольку необ­ходимость в государственном регули­ровании алкогольных потоков экономически очевидна, в конечном результате мы должны получить приемлемый для всех участников алкогольного рынка вариант, где государство будет заинте­ресовано в поддержке отечественных производителей. А законопослушные производители будут соблюдать государственные интересы.