Особенности и перспективы развития рынка мяса и мясопродуктов в РФ в 2001

Роман Сидорчук, “Милагро-М”

Дмитрий Фролов, МЦНТИ

Темпы роста мирового потребления мяса замедляются, но у российского рынка есть перспективы

Мясо – один из традиционных продуктов питания, важная составляющая рациона населения земного шара. Кроме того, это один из самых значительных по объему сегментов продовольственного рынка. В России его доля в 1999 году составляла, по технической документации и данным Госкомстата РФ, около 26% (этот показатель меняется из года в год весьма незначительно – не более чем на 1–2%). Для сравнения – доля двух других крупнейших сегментов в том же 1999 году составила: молока и молочных продуктов – 14%, а хлеба и хлебопродуктов – 15%. Поэтому развитие мясного рынка может оказывать (и часто действительно оказывает) решающее влияние на развитие всего продовольственного рынка страны.

Сертификат на мясо

Специфику потребления мяса и мясопродуктов можно описать двумя основными факторами:

  • прямая зависимость от доходов населения (чем выше доходы, тем выше потребление);
  • высокая степень зависимости от климата, а также от привычек и культурных традиций населения того или иного региона.

Рассмотрим эти факторы в данных тех условиях подробнее на основании имеющиеся технической документации и статистических данных

С середины шестидесятых годов в СССР одновременно с повышением уровня жизни и среднедушевых доходов наблюдался и рост потребления мясных продуктов.

На основе расчетов по технологическим инструкциям ГОСТАТА СССР среднедушевое потребление мяса возросло в 1990 году по сравнению с 1960 в 1,6 раза (с 41,8 до 68,3 кг). По многим показателям потребление продовольствия даже приблизилось к американскому уровню. Однако в начале 90-х годов резко упали доходы населения, практически исчезли в результате череды денежных реформ накопления, и, как результат, начал быстро (в таких случаях говорят – “обвально”) снижаться и уровень потребления мяса и мясных продуктов: до 46 кг/год на одного человека в 1997 году и 44 кг – в 1998. При этом рациональная норма потребления составляет 81 кг/год на душу населения (по имеющимся в нашем распоряжении документам).

Однако ориентироваться при оценке тенденций развития рынка на среднюю цифру уровня потребления нельзя из-за неоднородности уровня жизни в регионах России и отдельных социальных групп. Разброс между средними доходами россиян, проживающих в разных регионах, может быть весьма значителен, как это видно из данных, приведенных в таблице 1, даже если исключить из рассмотрения районы Дальнего Севера и приравненные к ним.

Таблица 1.

Денежные доходы на душу населения в сентябре 2001 года

Регионы РФДенежные доходы, руб.
Российская Федерация3003,1
Центральный федеральный округ4342,8
Белгородская область1981, 9
Брянская область1474,1
Московская область2547,5
Орловская область1892,0
Тульская область1834,7
Ярославская область2344,9
г. Москва12121,5
Северо-Западный
федеральный округ
2886,5
Республика Карелия2548,3
Республика Коми4017,5
Архангельская область2461,6
в том числе Ненецкий АО4460,1
Псковская область1646,7
г. Санкт-Петербург3671,6
Южный федеральный округ1975,3
Республика Адыгея1436,0
Республика Дагестан1343,4
Астраханская область2067,8
Волгоградская область1584,9
Ростовская область2333,3
Приволжский федеральный округ2180,6
Республика Башкортостан2421,0
Республика Марий Эл1043,3
Республика Мордовия1578,4
Саратовская область1956,1
Ульяновская область1568,9
Уральский федеральный округ3525,0
Курганская область1624,2
Свердловская область2440,0
Тюменская область6908,8
в том числе: Ханты-Мансийский авт.округ9547,8
Ямало-Ненецкий авт.округ9023,8
Челябинская область2455,4
Сибирский федеральный округ2425,6
Республика Алтай1774,9
Республика Бурятия1914,7
Республика Тыва1646,2
Томская область2833,5
Читинская область1419,3
в том числе Агинский Бурятский
АО
1216,5
Дальневосточный
федеральный округ
2988,0
Республика Саха (Якутия)4353,1
Приморский край2277,5
Хабаровский край3196,5
Чукотский авт.округ3983,4

В настоящих тех условиях потребление мяса будет расти

Велика и разница в потреблении мясных продуктов различными социальными группами населения. Главным фактором их различия между собой является уровень доходов. Известно, что в начале 90-х годов кривая распределения доходов по децилям населения имела не один максимум (тип кривой – “колокол”), что характерно для любой стабильно развивающийся страны, а два (“верблюжий горб”).

Соответственно, находили своего покупателя как дорогие высококачественные продукты (обычно импортные, так же требующие сертификации в органе сертификации продукции и услуг), так и дешевые низкосортные (обычно отечественные). Только в последние несколько лет возникший в России средний класс, численность которого, по оценкам разных исследователей, составляет от 8 до 20 млн человек, создал спрос на качественные и не слишком дорогие продукты. В таблице 2 мы приводим данные, иллюстрирующие разницу в потреблении основных видов продуктов группами населения, имеющими различные доходы.

Таблица 2. Объемы потребления некоторых групп пищевых продуктов населением с разным уровнем доходов (по децилям), кг в год в среднем на душу населения

Вид пищевой продукцииПерваяВтораяТретьяЧетвертаяПятаяШестаяСедьмаяВосьмаяДевятаяДесятая
Хлеб и хлебные продукты64,678,887,596,2103,1113,0116,6127,6151,7172,9
Картофель52,567,476,984,290,998,699,1105,5120,4140,7
Овощи и бахчевые27,142,053,663,473,285,789,1102,0126,6145,6
Фрукты и ягоды4,37,810,413,517,320,724,131,439,346,4
Мясо и мясные продукты13,421,828,233,939,846,952,962,473,993,4
Молоко и молочные продукты70,8109,8133,0157,1178,8204,0215,1250,1285,8327,5
Яйца, шт.84124152172192217226240264320
Рыба и рыбные продукты4,56,98,410,011,412,914,415,818,722,7
Сахар и кондитерские изделия10,014,718,422,025,428,629,134,142,851,6
Масло растительное и другие жиры4,76,47,68,69,410,610,812,013,916,2

Источник: Госкомстат РФ

Экспертиза рассматривает условия роста

Второй из приведенных выше факторов, влияющих на потребление мясопродуктов, связан с культурными или религиозными особенностями уклада жизни различных групп населения или просто с климатом (точнее, средней годовой температурой) в местах их проживания.

Потребление мяса в районах Дальнего Севера и вообще в местах с холодным климатом больше, чем в теплых южных регионах, по двум основным причинам:

Для поддержания жизнедеятельности в условиях холодного климата человеческому организму требуется белковая пища, оптимально – мясо. На него также требуется сертификат соответствия, как и на другие продукты. И на любое мясное изделие потребуется ту на продукцию.
Производство, завоз и хранение продовольствия в регионах с холодным климатом (это сильно отдаленные от центра страны районы) затруднены, поэтому мясо представляется оптимальным продуктом, сочетающим малый вес с высокой белковой ценностью и способностью долго сохранять пригодность для питания, особенно в консервированном виде.

Однако четко выделить эти факторы статистически и отделить их от других не представляется возможным, поскольку доходы населения в северных регионах также выше, да и образ жизни их основного населения, ориентированного на ведение натурального хозяйства, не всегда позволяет корректно исчислять статистические показатели. Однако при сравнении потребления в регионах учет климатического фактора необходим.

Паспорт на продукцию — на мясной деликатес

Наличие культурных и/или религиозных традиций, ограничивающих потребление мяса или его отдельных видов или, наоборот, прямо предписывающих такое потребление, очень существенно влияет на объемы потребления в местах компактного проживания соответствующей группы населения, хотя и не слишком сильно на общую ситуацию в стране в силу относительной малочисленности этих групп и “разнонаправленности” образуемых ими “векторов потребления”.

Потребление мяса и вероисповедание

разработка ту
В качестве примера достаточно привести повышенное потребление мяса, в основном баранины, народами Кавказа, или шире, кочевыми народами. С другой стороны, действуют весьма жесткие ограничения по потреблению свинины иудеями и мусульманами. Православные посты, суммарная длительность которых в течение года составляет примерно 6 месяцев, также вносят большую неравномерность в потребление всех видов мясопродуктов.

Кришнаитов и вегетарианцев пока мало принимают во внимание: эти группы немногочисленны и проживают некомпактно. Однако людей, добровольно отказывающихся от потребления мяса, частично или полностью, становится все больше, и вполне вероятно, что уже через относительно короткое время (5–10 лет) они также смогут влиять на уровень потребления мясопродуктов.

Хорошо известно, что уровень импорта мяса и мясных продуктов в Россию достаточно высок (он составляет, по данным 2001 года, 20–25% от внутреннего производства). Учитывая, что степень интеграции России в мировую экономику уже достаточно высока и будет только возрастать, чему, безусловно, будет способствовать и вступление в ВТО, намеченное на ближайшие годы, тенденции развития мирового рынка мяса представляются весьма актуальными.