Обручальное кольцо «АШАН» и противостояние «Копейки»

Обручальное кольцо "АШАН"В отличие от голландской Spar, делающей ставку на сравнительно небольшие магазины и сертификацию продукции, французская компания Auchan («АШАН») может показаться склонной к гигантомании.

Битва за Москву

«АШАН» намерена выиграть битву за Москву, взяв столицу в плотное кольцо из десяти гипермаркетов. Их площадь превышает даже торговую площадь удивившего всех немецкого Metro (у первого строящегося торгового комплекса «АШАН» на пересечении Осташковского шоссе с МКАД она будет составлять около 14 000 м2, в то время как у Metro — 10 000 м2). Если голландцы считают форму гипермаркета неэффективной в российских условиях, уповая на трудности в обеспечении объема заказов и невозможность найти необходимое число квалифицированного персонала для магазинов-гигантов, то французы придерживаются другого мнения. И намерены решать проблемы по мере их поступления, действуя по принципу «главное — ввязаться в драку» и получить гигиенический сертификат. Справка. Французская группа «АШАН» была образована в 1961 году и сейчас владеет 221 гипермаркетом и 523 супермаркетами в 12 странах. В прошлом году оборот группы составил 24 млрд. евро ($22,7 млрд.). То есть оборот «АШАН» сопоставим с оборотом «Спар». Кольцо «АШАН» (Губернское кольцо), о котором идет речь, не фигуральное, а буквальное: сеть гипермаркетов, которые вырастут вдоль МКАД в ближайшие три года.

Помимо гипермаркета на Осташковском, за «АШАН» уже закреплены строительные площадки в подмосковном Марфино и Красногорском районе. Кроме того, по некоторым данным, возможно строительство гипермаркетов «АШАН» в Котельниках, на Каширском и Киевском шоссе. Ищет «АШАН» площадки для строительства и в Москве. Сватающиеся французы убеждены, что, примерив «обручальное кольцо» «АШАН», Москва не устоит. И победа, таким образом, будет за ними. Первые два магазина «АШАН» в России откроются в 2002 году. Строит «АШАН» на свои деньги, являясь прямым инвестором. При этом не исключает возможности сотрудничества с другими иностранными ритейлерами, которые также выступают потенциальными инвесторами проекта «Губернское кольцо» (среди них прежде всего называют Metro AG и Carrefour-Promodes).

Наиболее серьезной проблемой для французской компании на российском рынке, по мнению экспертов, остается отсутствие у нее связей с российскими поставщиками продуктов питания и товаров народного потребления. Для ее решения, по словам руководства «АШАН», уже в первом полугодии она начнет заключать договоры с поставщиками. Главная надежда французов — на мелких и средних производителей, чью продукцию гипермаркеты «АШАН» будут всасывать, как гигантские пылесосы. Согласно некоторым оценкам, условия будут весьма приемлемыми: «АШАН» не намерена требовать для себя никаких специальных скидок. Стандартный гипермаркет «АШАН» может обслужить 7-8 тысяч посетителей в день при ассортименте товаров порядка 40-45 тысяч наименований. Большую часть из них составят российские.

«Добиться лидерства в области сбыта в России». Такова амбициозная цель «АШАН» в нашей стране, вывешенная на ее интернет-сайте. «Сделать недоступное доступным — значит, предоставить российскому потребителю самые низкие цены, самый широкий выбор и наилучшее качество», — гласит российский манифест «АШАН», который находится в основе внедренной системы менеджмента качества для улучшения качественных показателей продукции с помощью управления бизнес-процессами в компании. Что же, задача весьма достойная. Какой же русский не любит «самых низких цен»… При этом удовлетворение российского потребителя в «АШАН» понимают как предоставление ему российской же продукции. Что касается кадровой политики компании, то об этом в программе «АШАН» говорится так: «Обучить российских мужчин и женщин в «АШАН», чтобы завтра возложить на них максимальную ответственность, вплоть до того, чтобы дать им возможность стать акционерами предприятия». В Мытищинском районе рядом с магазином «АШАН» предполагается открыть центр по обучению персонала. Российские сети посматривают на «АШАН» не столько с опаской, сколько с некоторым любопытством: и как это у французов все получится, чтобы столько товара да такое количество покупателей? В глубине души, возможно, мало кто верит, что такую грандиозную программу в самом деле можно провернуть. Оттого и не боятся гипермаркетов «АШАН» с их торговыми галереями и мультиплексами «Каро».

Российские сети не согласны быть «мальчиками для битья»

Обручальное кольцо "АШАН"Похоже, эта небоязнь имеет под собой вполне прагматические расчеты. Буквально накануне сдачи этого номера в печать стало известно, что российские сети готовы резко изменить соотношение сил на отечественном торговом рынке продовольствия. Причем в самое ближайшее время. И первой это сделает, скорее всего, сеть экономичных магазинов «Копейка».

В конце прошлого месяца именно «Копейка» сделала серьезную заявку на создание общероссийской розничной сети, продав пай в 50,5% НК «ЮКОС». По данным разных источников, ООО «Торговый дом «Копейка» планирует добавить к уже существующим 24 магазинам еще порядка 500. Общий объем инвестиций «ЮКОСа» может составить до $500 млн., что значительно больше, чем намереваются направить на развитие своих сетей на российском рынке крупнейшие иностранные операторы — Metro cash & carri и Auсhan. Так что казавшиеся еще вчера вполне реальными всевозможные прогнозы относительно грядущего захвата иностранными ритейлерами российского торгового рынка оказались явно преждевременными.

Шаг, предпринятый НК «ЮКОС», лишний раз подтверждает, что в России не применимы стандарты наступательных операций, апробированных западными сетями на рынках Восточной Европы. Хотя бы в силу того, что сегодня здесь начинает складываться уникальная инвестиционная схема взаимодействия крупных финансово-промышленных групп и нефтяных гигантов с отечественными пищеперерабатывающими предприятиями и торговлей. » ООО» уже рассказывал об участии в агробизнесе непрофильных компаний «Лукойл», «Газпром» и «Сибнефть». Агропроект «Интерроса», по расчетам его авторов, позволит не только интегрировать возможности земледельцев, животноводов и переработчиков, но и торговли. В планах холдинга создание оптовых и розничных торговых компаний.

Не исключено, что к борьбе за место у многомиллионных российских прилавков в самое ближайшее время подключатся новые крупные игроки. Есть сведения об изучении рынка розничных продаж экспертами «Татнефти». По сведениям » ОООа», полученным от источников в московском правительстве, столичные власти настойчиво ищут возможности участия в деле создания крупной оптовой структуры одной из алюминиевых компаний. Так что мы еще посмотрим, кто окажется на этом рынке в роли наиболее активных участников — отечественные или западные торговые сети.