Об условиях проведения экскурсии на холодильное предприятие

1 часть занятия

Об условиях экскурсии Особенности учебного плана этого года в том, что на занятиях химии учащиеся изучают не только свойства химических веществ, их изготовление и безопасные условия пользования, в планы включена и документационная составляющая. Учащиеся получают знания об эксплуатационном паспорте на энергооборудование (на холодильные установки в частности).  Экскурсия призвана обеспечить учащихся наглядным примером того, что предприятия, которые имеют в своем составе холодильные установки, должны иметь в наличии, в том числе, и эксплуатационные паспорта на энергооборудование.

Об условиях выбора предприятия для предстоящей экскурсии

В качестве холодильных предприятий можно использовать про­изводственные, базовые, распределительные холодильники, пред­назначенные для охлаждения и замораживания пищевых продук­тов (мяса, рыбы, молочных продуктов) в районах их произ­водства и заготовки, для создания запаса (резерва) продуктов, для равномерного обеспечения населенного пункта продуктами пи­тания на протяжении всего года.

Такие холодильники обладают большим объемом пространства охлаждаемых помещений, где со­блюдаются строгий температурный и влажностный режимы. Од­нако для экскурсии можно использовать и более мелкие холо­дильные установки — транспортные, портовые, торговые, где про­дукты сохраняются кратковременно (при перевозке, перегрузке или доставке на прилавок); в них температурный и влажностный режимы соблюдаются не столь строго.

Об условиях подготовительного урока для проведения комплексной экскурсии на объект

холодильное предприятиеЭкскурсию целесообразно провести как комплексную по химии и физике, лучше всего с учащимися IX класса при изучении свойств аммиака на уроках химии и при изучении молекулярной физики. Но можно проводить ее и с десятиклассниками при изу­чении галогенопроизводных насыщенных углеводородов.

В начале урока записывают молеку­лярную, структурную и электронную формулы аммиака и рассмат­ривают его физические и химические свойства на основе строения молекул, а применение — на основе свойств. При этом подчеркива­ют, что аммиак при обычной температуре, но повышенном давле­нии легко переходит в жидкое состояние (или при пониженной температуре — 33,4˚С и обычном давлении), образуя бесцветную прозрачную жидкость. Жидкий аммиак, испаряясь, производит сильное охлаждающее действие; поэтому испарение жидкого ам­миака используется в холодильных машинах для получения ис­кусственного холода.

Учащихся предупреждают об экскурсии на аммиачно-холодильную установку, где они смогут увидеть, как применяют аммиак, и убедиться в том, что его свойства определяют область приме­нения.

Об обязательных условиях повторения пройденного материала перед экскурсией

Для более осознанного усвоения учащимися данного материа­ла целесообразно повторить некоторые сведения о тепловых яв­лениях из курса физики VIII класса. В процессе беседы учащиеся вспоминают, что теплообмен возможен только между телами с раз­личной температурой. Согласно второму закону термодинамики теплота самопроизвольно (спонтанно) может переходить от более нагретого тела к менее нагретому. Обратный процесс — передача теплоты от тела с меньшей температурой к телу с большей тем­пературой— самопроизвольно не происходит. Поэтому, чтобы осу­ществить процесс передачи теплоты от охлаждаемого тела к дру­гому телу, имеющему более высокую температуру, необходимо со­вершить работу, расходуя на это механическую, электрическую или иную энергию.

Готовясь к данной экскурсии, необходимо предварительно под­робно рассмотреть с учащимися принципы действия холодильной установки. В качестве примера удобно рассмотреть схему работы домашнего холодильника. Наибольшее распространение получили бытовые компрессионные холодильники, в которых хладоагентом служит фреон-12 (дифтордихлорметан CF2C12, который будет изучаться в X классе). Аммиак NH3 чаще используется в небольших промышленных холодильных уста­новках.