Об условиях проведения экскурсии на холодильное предприятие
1 часть занятия
Особенности учебного плана этого года в том, что на занятиях химии учащиеся изучают не только свойства химических веществ, их изготовление и безопасные условия пользования, в планы включена и документационная составляющая. Учащиеся получают знания об эксплуатационном паспорте на энергооборудование (на холодильные установки в частности). Экскурсия призвана обеспечить учащихся наглядным примером того, что предприятия, которые имеют в своем составе холодильные установки, должны иметь в наличии, в том числе, и эксплуатационные паспорта на энергооборудование.
Об условиях выбора предприятия для предстоящей экскурсии
В качестве холодильных предприятий можно использовать производственные, базовые, распределительные холодильники, предназначенные для охлаждения и замораживания пищевых продуктов (мяса, рыбы, молочных продуктов) в районах их производства и заготовки, для создания запаса (резерва) продуктов, для равномерного обеспечения населенного пункта продуктами питания на протяжении всего года.
Такие холодильники обладают большим объемом пространства охлаждаемых помещений, где соблюдаются строгий температурный и влажностный режимы. Однако для экскурсии можно использовать и более мелкие холодильные установки — транспортные, портовые, торговые, где продукты сохраняются кратковременно (при перевозке, перегрузке или доставке на прилавок); в них температурный и влажностный режимы соблюдаются не столь строго.
Об условиях подготовительного урока для проведения комплексной экскурсии на объект
Экскурсию целесообразно провести как комплексную по химии и физике, лучше всего с учащимися IX класса при изучении свойств аммиака на уроках химии и при изучении молекулярной физики. Но можно проводить ее и с десятиклассниками при изучении галогенопроизводных насыщенных углеводородов.
В начале урока записывают молекулярную, структурную и электронную формулы аммиака и рассматривают его физические и химические свойства на основе строения молекул, а применение — на основе свойств. При этом подчеркивают, что аммиак при обычной температуре, но повышенном давлении легко переходит в жидкое состояние (или при пониженной температуре — 33,4˚С и обычном давлении), образуя бесцветную прозрачную жидкость. Жидкий аммиак, испаряясь, производит сильное охлаждающее действие; поэтому испарение жидкого аммиака используется в холодильных машинах для получения искусственного холода.
Учащихся предупреждают об экскурсии на аммиачно-холодильную установку, где они смогут увидеть, как применяют аммиак, и убедиться в том, что его свойства определяют область применения.
Об обязательных условиях повторения пройденного материала перед экскурсией
Для более осознанного усвоения учащимися данного материала целесообразно повторить некоторые сведения о тепловых явлениях из курса физики VIII класса. В процессе беседы учащиеся вспоминают, что теплообмен возможен только между телами с различной температурой. Согласно второму закону термодинамики теплота самопроизвольно (спонтанно) может переходить от более нагретого тела к менее нагретому. Обратный процесс — передача теплоты от тела с меньшей температурой к телу с большей температурой— самопроизвольно не происходит. Поэтому, чтобы осуществить процесс передачи теплоты от охлаждаемого тела к другому телу, имеющему более высокую температуру, необходимо совершить работу, расходуя на это механическую, электрическую или иную энергию.
Готовясь к данной экскурсии, необходимо предварительно подробно рассмотреть с учащимися принципы действия холодильной установки. В качестве примера удобно рассмотреть схему работы домашнего холодильника. Наибольшее распространение получили бытовые компрессионные холодильники, в которых хладоагентом служит фреон-12 (дифтордихлорметан CF2C12, который будет изучаться в X классе). Аммиак NH3 чаще используется в небольших промышленных холодильных установках.