Об условиях оформления паспорта НТР в области биотехнологий

Об условиях оформления паспорта НТР Экскурсия проводится в XI классе при изучении темы «Белки» как комплексная совместно с учителем биологии. Урок можно проводить и на завершающем этапе изучения химии, когда учащимся требуется объяснить, как проходит оформление паспорта научно-технической продукции.

Об условиях проведения подготовительного урока

Подготовительный урок. Проводят его по-разному в зависимости от того, какое место в тематическом плане учителя занимает эта экскурсия. Если она проводится в начале XI класса, когда изу­чаются белки, то на подготовительном уроке рассматриваются во­просы об успехах в изучении и синтезе белков, о роли микробиологической промышленности, особенно если не было возможности организовать экскурсию на животноводческую ферму. В частности дают общее понятие о паспорте НТР, в котором среди обязательной для всех видов продукции информации имеются данные о материалах, из которых произведена данная продукция, а также полное и точное название предприятия или организации.

В настоящее время биотехнология — одно из важнейших на­правлений научно-технического прогресса, новая, быстро разви­вающаяся отрасль науки и производства, основанная на промыш­ленном применении естественных и целенаправленно созданных живых систем, прежде всего микроорганизмов.

Получение ценных для народного хозяйства продуктов – главное условие отрасли

На базе применения биотехнологии развиваются биохимиче­ские производства. Главная цель таких производств — получение ценных для народного хозяйства продуктов на основе использова­ния способности микроорганизмов (дрожжей, плесневых грибков, бактерий) синтезировать и быстро накапливать в процессе своего развития значительные количества биомассы.
Учитель сообщает, что скорость размножения микроорганизмов и соответственно их синтетическая способность чрезвычайно ве­лики. Этот тезис можно проиллюстрировать следующим примером (не для запоминания!): за одни сутки можно получить прирост 1 т растительного белка с посевной площади гороха в 360 га или 1 т животного белка от стада в 2 тыс. голов крупного рогатого скота. В промышленных условиях такое же количество белка по­лучается от 10 кг дрожжевых клеток в аппарате объемом 100 м3. Важно, чтобы учащиеся поняли, что биохимическое производство обладает высокой экономической эффективностью.

Условия, от которых зависит скорость биохимического синтеза

Следует разъяснить, от чего зависит огромная скорость био­химического синтеза веществ микроорганизмами. Учащиеся долж­ны усвоить, что высокая производительность микроорганизмов объясняется химико-биологическими закономерностями, заключаю­щимися в том, что интенсивность обмена веществ у живых орга­низмов пропорциональна не массе, а поверхности тела. Микроор­ганизмы, имеющие крайне малые размеры (2—10 мкм), обладают огромной поверхностью и соответственно высокой интенсивностью обмена веществ. Например, удвоение клеток дрожжей происходит за 2—3 ч, а бактерий — за 20—30 мин.

Интересный по содержанию и полезный материал для своей лекции учитель может взять из журнала «Химия в школе».