Об условиях оформления MSDS паспорта безопасности продукции

Об условиях оформления MSDS Экскурсия на завод синтетической соляной кислоты проводится для учащихся при изучении темы «Га­логены». Подготовка к экскурсии состоит из нескольких частей: подготовительный материал, практические и лабораторные задания, собственно экскурсия, написание отзывов, рефератов на тему экскурсии.

Об условиях подготовительной части экскурсии, цели и задачи

Предлагаемые вопросы экскурсии: «Галогены», «Особенности и условия производства, объемы выпуска», «Меры безопасности на производстве», «Документация — какие данные и вносятся в паспорт безопасности MSDS».
Любая работа, при которой происходит взаимодействие с химическими элементами и их соединениями несет в себе угрозу, определенный уровень опасности, а потому требует соблюдения четких правил безопасности. Именно поэтому каждый производитель тех или иных химических смесей обязан предоставлять потребителю полную информацию о составе и характеристиках химических компонентов своей продукции в MSDS паспорте безопасности химической продукции.

Этапы и условия проведения подготовительного урока

Учащиеся изучают получение, свойст­ва, применение хлороводорода и обобщают знания о свойствах хлороводородной (соляной) кислоты. Для этого вначале проводят беседу по следующим вопросам:

  1. Как реагирует хлор с водоро­дом?
  2. Какой вид химической связи в молекуле хлороводорода?
  3. Какого типа кристаллическую решетку образует хлороводород?

После обсуждения указанных вопросов учитель демонстрирует по­лучение хлороводорода реакцией обмена между поваренной солью (кристал.) и серной кислотой (конц.) и опыт, иллюстрирующий его растворимость в воде («фонтан»).

На основе наблюдений и анализа опытов учащиеся самостоя­тельно описывают физические свойства хлороводорода и объясня­ют их особенностями строения кристаллической решетки. Учитель дополняет ответы учащихся, еще раз подчеркивает, что водный раствор хлороводорода и есть хлороводородная, или соляная, кис­лота. Рассказывает о ее практическом значении и спрашивает уча­щихся, можно ли получить соляную кислоту в промышленности таким же способом, как в лаборатории.

Мнения учащихся обычно расходятся. Одни считают, что можно, другие возражают, моти­вируя широким использованием соляной кислоты в народном хо­зяйстве, для чего необходимо производить ее в больших масшта­бах. А это означает, что серную кислоту, необходимую для этого, пришлось бы расходовать в больших количествах, что экономи­чески невыгодно. Да и сама серная кислота имеет довольно широ­кое и разнообразное применение.

Сделать практический вывод – главное условие итогов урока

Учитель помогает учащимся разобраться в этом вопросе и да­лее рассказывает, что производство соляной кислоты состоит из двух стадий:

1) получение хлороводорода;

2) поглощение (абсорб­ция) хлороводорода водой.

Первая стадия может осуществляться различными методами. Этим собственно и различаются известные способы производства соляной кислоты. Один из них — так назы­ваемый сульфатный способ — аналогичен лабораторному. Он один из самых старых в химической промышленности, теперь почти не используется. Этому способу на смену пришел метод синтеза, за­ключающийся в прямом соединении хлора с водородом.

Вторая часть вывода должна содержать пункты по основным предназначенияпаспорта безопасности химической продукции – он призван обеспечить потребителя (покупателя) качественной и полной информацией о безопасном промышленном применении, транспортировке, хранении, а также последующей утилизации химической продукции.