Об условиях и задачах организации экскурсии в аптеку

Об условиях и задачах организации Данную экскурсию можно проводить как при изу­чении темы «Вода. Растворы. Основания», так и в конце учебного года. Экскурсию можно организовать в ближайшую к учебному зданию аптеке, с которой заранее составлен договор посещения, а также согласован план мероприятия. При этом решаются различные практические и теоретические задачи.

Условия выполнения задач занятий предыдущей темы

В первом случае уча­щиеся знакомятся с одним из методов очистки воды — перегонкой, с устройством, работой перегонного куба, свойствами дистиллиро­ванной воды, в связи с чем развиваются знания о химической по­суде и лабораторном оборудовании.

Во втором — закрепляются и совершенствуются знания о воде как универсальном раствори­теле, о приготовлении растворов и о практическом использовании расчетов массовой доли растворенного вещества (в процентах) в растворе.

В третьем случае – решается задача знакомства с технической документацией, а именно с программой производственного контроля (ППК). Учащиеся знают из предыдущей темы, что для любого предприятия, где осуществляется санитарный контроль, следует оформить ППК – программу производственного контроля. Так, например, программу производственного контроля для аптеки после грамотного составления необходимо согласовать с главврачом и утвердить ее.

Об условиях проведения подготовительного урока

Недостатком экскурсии в аптеку является то, что ее можно провести лишь с небольшим числом учащихся, чтобы не мешать работе аптеки. Для этого необходимо класс разделить на две груп­пы и отдельно с каждой проводить экскурсию.

Подготовительный урок. Следует повторить с учащимися спо­собы очистки водопроводной воды, проверить, знают ли учащиеся, что в очищенной питьевой воде остаются растворенные вещества, которые из питьевой воды не удаляют, так как они необходимы человеку.

Об основных условиях приготовления лекарств

Об условиях аптекаУчитель объясняет, что в аптеках для приготовления лекарств и в химических лабораториях предприятий, вузов, научно-исследовательских институтов пользуются водой, очищенной от растворенных в ней веществ. Как этого можно добиться? На ос­нове знания природоведения и ботаники и того учебного материа­ла, который изучали на предыдущих уроках химии, учащиеся пред­лагают различные способы разделения смесей — отстаивание, фильтрование, выпаривание.

Обсуждение показывает, что ни один из этих способов непригоден в данном случае. Учитель объясняет, что воду или другую жидкость отделяют от растворенных в ней веществ перегонкой; раскрывает сущность этого способа и демон­стрирует прибор, которым пользуются в лаборатории для перегон­ки воды. При этом он обращает внимание учащихся на устройство холодильника (объясняет сущность принципа теплообмена), раз­бирает принцип работы прибора. На основе знаний, полученных на уроках физики, путем беседы выясняют физические свойства воды. Учитель отмечает, что для получения большого количества во­ды используют специальный аппарат — перегонный куб, который учащиеся увидят в действии во время экскурсии в аптеку.

Уча­щиеся приходят к выводу, что в основе работы перегонного куба лежит тот же принцип, что и при перегонке воды в лабораторном приборе, действие которого они только что наблюдали. Экскурсия. Начинается экскурсия вступительной беседой заве­дующего аптекой. Он кратко рассказывает о работе аптеки; за­тем учащиеся посещают комнату, где готовят лекарства по рецеп­там. Им показывают химическую посуду, используемую фарма­цевтами для измельчения твердых веществ, измерения объемов жидкостей, растворения, титрования, фильтрования, взвешивания и и аптечные весы.

Об условиях работы перегонного куба и план итогового урока

Далее учащиеся наблюдают за работой перегонного куба; им демонстрируют дистиллированную воду, напоминают о ее свойст­вах и объясняют, почему она непригодна для питья. В заключение учащимся более подробно рассказывают о ха­рактерных особенностях труда провизоров и фармацевтов, работу которых они только что наблюдали. Обращают внимание на важ­ное значение химических знаний в овладении этими специально­стями и таких черт личности, как аккуратность, точность, уравно­вешенность, внимательность, дисциплинированность и, конечно же, высокоразвитое чувство ответственности.

Итоговый урок. Повторяют различные способы очистки воды, получение дистиллированной воды и ее физические свойства. Вспо­минают, какую химическую посуду используют в аптеке; находят ее среди образцов посуды, выставленной на демонстрационном столе; указывают, для чего она применяется. Вспоминают, какими весами пользуются в аптеке. Отдельным учащимся по материалам экскурсии поручают под­готовить доклады, сделать стенд «В нашей аптеке». Этот стенд может пригодиться учителю в следующем учебном году при подго­товке такой же экскурсии в аптеку. Можно также предложить уча­щимся оборудовать самодельную перегонную установку в лабо­рантской комнате химического кабинета и т. д.