Об условиях безопасности экскурсии в доменный цех

1 часть занятия

доменный цехЭкскурсия проводится в IX классе при изучении темы «Метал­лургия». К подготовительному уроку учитель готовит наглядные пособия и материал лабораторной работы. А также теоретический материал о технической документации, сопровождающей производство. Готовит сообщение об одном из основных документах производственного предприятия — об оформлении программы производственного контроля, согласно которой руководители предприятия обязаны осуществлять общий контроль за выполнением всех правил по обеспечению безопасности людей и окружающей природы.

О характеристиках паспорта безопасности

В ходе урока учителем актуализируются зна­ния о составе и свойствах сырья и продуктов доменной плавки, о паспорте безопасности на химическую продукцию. В частности, паспорт дает сведения о физических характеристиках вещества – температура плавления, кипения, испарения, воспламенения, о показателях токсичности, а также подробно описываются условия последствий незащещенного контакта с веществом для здоровья человека.

Учащиеся работают с раздаточным материалом, рассматривают образцы железных руд; отмечают название руды, состав основ­ного вещества (формула), цвет, плотность, пористость; вычисляют массовую долю железа.

Изучение производства чугуна начинается с рассмотрения условий хи­мических реакций, с помощью которых из железной руды выплав­ляется чугун и происходит шлакообразование. Обсуждаются усло­вия, которые необходимо соблюдать, чтобы реакции происходили быстро и, соответственно, производительность доменной печи бы­ла высокой; особое внимание обращается на оптимальный темпе­ратурный режим.

Об условиях образования чугуна в доменной печи

Учащимся необходимо объяснить, почему в доменной печи об­разуется чугун, а не железо, хотя при восстановлении руды обра­зуется именно железо. В условиях высокой температуры (800—1100С и выше) образовавшиеся губчатые кусочки железа легко погло­щают углерод, кремний, марганец и другие элементы (при этом имеет место и химическое взаимодействие). В результате об­разуется сплав — чугун. Из-за того что температура плавления чугуна (1150—1200С) ниже, чем железа (1538С), он плавится и стекает в горн, что дает возможность легко выпускать его из домны. Над чугуном скапливается шлак, который представляет собой сплав различных силикатов, алюминатов, алюмосиликатов кальция.

Об условиях безопасностиОб устройстве и работе доменной печи учащиеся узнают из кинофрагмента «Устройство и работа доменной печи». Перед его просмотром перед учащимися ставятся вопросы, а после демонст­рации фильма проводят фронтальную беседу или индивидуальный опрос двух-трех учащихся, с тем, чтобы проверить усвоение ново­го учебного материала. Используя модель или рисунок учебника, учащиеся объясняют устройство доменной печи и ос­новные принципы ее работы.

Об условиях подготовки к экскурсии и ее проведение в доменном цеху

Затем учащимся объявляют о предстоящей экскурсии, которая должна состояться в доменный цех металлургического предприя­тия, распределяют задания и темы устных сообщений, напоминают правила поведения на предприятиях. Особо предупреждают о вре­мени начала экскурсии, которое рассчитано так, чтобы можно бы­ло своевременно показать учащимся выпуск чугуна— чрезвычай­но интересный и эффектный период работы домны.

Экскурсия. Во время вступительной беседы экскурсовод дает краткую историческую справку о данном производстве, рассказы­вает об экономических связях с другими предприятиями: потре­бителями чугуна, поставщиками руды, кокса, доломита, известня­ка, природного газа, кислорода и пр., напоминает учащимся пра­вила по технике безопасности и ведет их на рудный двор завода.

Об условиях технологического режима получения чугуна

Здесь учащимся показывают плавильные материалы и разрешают взять их образцы для школьной коллекции. Обращают внимание, что руды различных месторождений отличаются друг от друга со­держанием железа и другими признаками. Показывают мелкую руду, массовая доля железа в которой составляет 64%, затем — более крупную, но массовая доля железа в ней только 54% и спра­шивают, какая из этих двух руд лучше и почему. По мнению уча­щихся, лучшей рудой для выплавки чугуна будет та, которая со­держит больше железа, т. е. мелкая руда. Учащимся объясняют ошибочность такой точки зрения: мелкая руда образует в домне плотный слой, который препятствует прохождению через него га­зов, а это нарушает нормальное протекание процессов и снижает выход чугуна. Делается вывод, что для поддержания технологи­ческого режима получения чугуна необходимо, чтобы куски руды, загруженной в домну, были примерно одинакового, среднего раз­мера. Для этого проводят агломерацию руды, т. е. процесс спека­ния концентрата руды в крупные пористые куски.

После того как учащиеся разберут назначение каждой состав­ной части шихты, им показывают транспортировку сырья. Школь­ники наблюдают, как мощные экскаваторы захватывают руду и загружают ее в самосвалы, которые после автоматического взве­шивания сбрасывают руду в вагонетки.