Об условиях безопасной работы в химической лаборатории

Третья часть занятий по теме «Доменный цех»

В третьей части занятия начальник производства беседует с учащимися о важности составления технической документации. Мастер отмечает, что при оформлении паспорта безопасности химической продукции нельзя вносить недостоверные сведения.

Доменщики следят за состоянием фурм, леток, за загрузкой печи. Они посто­янно снимают показания с многочисленных приборов, используют данные химической лаборатории по анализу чугуна, шлака, домен­ного газа. На основании полученных данных мастер мыслен­но воссоздает полную картину процесса доменной плавки, оцени­вает отклонения от нормального протекания, быстро принимает необходимое решение об изменении режима загрузки, дутья или охлаждения и отдает распоряжения рабочим, ответственным за за­грузку печи, работу автоматов дутья.

Об условиях работы доменного производства

Об условиях безопасной работыСхема доменного производства. 1.Доменная печь, полезный объем которой 2660 м3, за сутки дает 3800 т чугуна. Определить коэффициент использования по­лезного объема печи. 2.Полезный объем доменной печи 3200 м3, КИПО — 0,5. Ка­кую массу чугуна выплавляет печь за месяц? 3. Какую массу чугуна с массовой долей железа 94% можно выплавить из красного железняка массой 1000 т, в котором массовая доля пустой породы составляет 27%? При решении подобных задач, где значительное место занима­ют арифметические действия с большими числами, надо иметь в виду, что эти вычисления могут скрыть химическую сущность за­дачи. Чтобы этого не случилось, следует использовать при реше­нии задач микрокалькуляторы. Это дает значительную экономию времени на решение каждой задачи, т. е. появляется возможность рассмотреть на уроке значительно большее число разных вариан­тов задач, что будет способствовать лучшему усвоению материала учащимися.

Об итоговом уроке – условия проверки знаний учащимися

Итоговый урок. Прежде всего, необходимо проверить, как уяс­нили учащиеся, что цель доменной плавки заключается в том, что­бы восстановить железо из оксидов железа, содержащихся в руде, получить расплавленный чугун, превратив при этом пустую поро­ду и различные примеси в расплавленный шлак, и, наконец, отде­лить чугун от шлака. Учитель проводит опрос и на знание о паспортах безопасности.

После этого повторяют химизм доменного процесса. Учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакций образования чу­гуна и шлака, обосновывают оптимальные условия их осуществле­ния. Пользуясь общей схемой доменного производства (рис. 31), повторяют технологический процесс выплавки чугуна, подчеркива­ют особенности строения доменной печи и воздухонагревателей, обусловленные теми процессами, которые в них происходят. При этом целесообразно предложить учащимся сравнить кауперы с теплообменниками изученных химических производств, а затем выяснить, как они понимают противоречие, заключающееся в том, что воздухонагреватели сами являются аппаратами периодиче­ского действия, а предназначены обеспечивать непрерывность ду­тья. Следует также выяснить, как учащиеся понимают такой важ­ный экономический показатель работы доменной печи, как ее производительность, характеризующуюся коэффициентом использова­ния полезного объема печи.

В заключении – обобщающие условия, контроль знаний

Об итоговом урокеВ заключение обобщают представления учащихся о контроле и управлении доменным процессом, о профессии доменщиков, со­держании их труда и характере трудовых функций. Учащимся предлагают по их усмотрению определить, что должен знать и уметь мастер доменной печи и горновой; указать требования, предъявляемые к психофизиологическим особенностям человека, работающего по этим специальностям. Систематизации знаний об исходных материалах, основных тех­нологических операциях и продуктах доменного производства будет способствовать самостоятельная работа учащихся по состав­лению таблицы произвольной формы, где бы обобщались назван­ные вопросы. Такую таблицу можно составить в классе или вы­полнить в порядке домашнего задания. Один из возможных, наи­более простых вариантов такой таблицы может быть представлен в виде схемы  которую удобно использовать на уроке при индивидуальном опросе учащихся.