Об оформлении технических условий на мыло ручной работы

Об оформлении технических условиях на мылоЭкскурсия проводится в Х классе при изучении темы «Сложные эфиры. Жиры». На подготовительном уроке повторяют определение гидролиза и подчеркивают обратимость дан­ной реакции. Учитель объясняет, почему гидролиз жиров — обратимый про­цесс, и вместе с учащимися выясняет условия, способствующие смещению равновесия в сторону образования глицерина и карбоновой кислоты. Учитель сообщает, что на продукцию мыловарения нужны разработки технических условий, которые помогают контролировать выпускаемый товар или оказываемые услуги.

Об условиях проведения самостоятельной работы

Для закрепления знаний учащимся можно предложить выпол­нить самостоятельную работу (текст заготовлен заранее на кодокарточке и с помощью графопроектора спроецирован на экран). Это может быть задание следующего содержания: написать урав­нение гидролиза сложных эфиров, образованных глицерином и: а) масляной кислотой; б) пальмитиновой кислотой.

Закреплению знаний и совершенствованию умения применять полученные тео­ретические знания для практического решения конкретных зада­ний будет способствовать комментированное решение расчетной задачи (условие задачи проецируется на экран): какую массу жи­ра необходимо использовать, чтобы получить глицерин массой 70,56 т, если допустить, что жир представляет собой чистый триолеин, а массовая доля жира, подвергшегося гидролизу, составляет 85%? Следует учесть, что без использования микрокалькулятора комментированное решение данной задачи провести трудно: гро­моздкие вычисления будут отвлекать внимание учащихся от хими­ческого содержания задачи.

Об условиях проведения экскурсии – вступительная беседа о ТУ на продукцию

мыло ручной работыВо время вступительной беседы экскурсовод отме­чает, что производство мыла — одна из старейших отраслей хими­ческой промышленности. В царской России мыловаренных пред­приятий заводского типа было немного, техника производства мы­ла была очень низкой. Несмотря на техническую отсталость мыло­варенного производства, работами профессора С. А. Фокина еще в 1906 г. была теоретически решена такая важная проблема, как получение твердых жиров из растительных масел. А в 1909 г. он построил в Нижнем Новгороде первую в России промышленную установку по гидрогенизации жиров. Отмечают, что старые мыло­варенные предприятия за годы Советской власти были значитель­но реконструированы. За годы первых пятилеток были построены и оборудованы новой техникой многие мыловаренные заводы, в том числе и самый большой в Европе «Новый мыловар» Москве, а также заводы в Воронеже и Горьком. В наши дни на продукцию завода разработаны техусловия, которые соответствуют всем требованиям технологических регламентов. Завод создал программу производственного контроля (ППК), которая содержит список возможных аварийных ситуаций на производстве, мероприятий по их предупреждению.

Об условиях применения сырья для производства

После краткой беседы экскурсовод ведет учащихся в загрузоч­ный цех. Здесь они убеждаются, что сырьем в производстве мыла в настоящее время служат не жиры, являющиеся ценными про­дуктами питания, а различные заменители жиров. После ознакомления с процессами подготовки и загрузки сырья учащиеся переходят в варочный цех, где наблюдают технологиче­ский процесс мыловарения.

Затем учащиеся посещают заводскую химическую лаборато­рию. Здесь они узнают о назначении лаборатории и знакомятся с трудовыми условиями и функциями лаборантов. Им демонстрируют образцы мыла различных сортов. Показывают, как проводится анализ сы­рья и составляется рецептура для получения мыла определенного сорта. Подчеркивают, что в мыле не должно быть лишних жирных кислот или щелочи, а в связи с этим показывают, как осуществля­ется контроль готовой продукции; в частности, учащихся знакомят с методами определения содержания жирных кислот в различных видах мыла.

Об условиях изучения гидролиза жиров на итоговом уроке

Проверяют, как учащиеся поняли и усвоили учебный и связанный с ним экскурсионный материал. Обсуждают­ся вопросы:

  1. Что собой представляет гидролиз жиров и для чего он используется в технике? Что собой представляет мыло, какие условия использования сырья для его получения?
  2. Как осуществляется технологический процесс мыловарения? С какими рабочими про­фессиями вы познакомились на заводе? Каковы основные трудо­вые функции работников этих профессий? Какие недостатки тра­диционного способа производства мыла вы заметили?

Подводя итоги беседы, учитель отмечает, что тех­нология омыления жиров на протяжении длительного времени не подвергалась значительным изменениям. Потому мыловарение в настоящее время проводится в большинстве случаев как перио­дический процесс, вследствие чего мыловаренные заводы имеют громоздкое оборудование, занимающее огромные производствен­ные площади.

Новые способы получения мыла – об условиях непрерывного получения мыла

мыло ручной работыВсе эти недостатки мыловаренного производства вынудили уче­ных и инженеров искать новые способы получения мыла. Послед­ние десятилетия характеризуются значительными успехами в этом направлении. Указанные выше недостатки удалось преодолеть: разработан и внедрен в производство новый способ непрерывного получения мыла, согласно которому омыление жиров происходит в углеводородной среде при повышенном давлении.

Если местное производственное окружение школы не позво­ляет показать учащимся сам процесс непрерывного получения мы­ла, то их следует познакомить со схемой производства. На доске вывешивается таблица «Схема производства мыла непрерывным способом», используя которую учитель сообщает, что в данном случае сырьем для получения мыла служит нефтяная фрак­ция, кипящая в температурном интервале 230—260 С. Она посту­пает в специальный бак, где перемешивается с гидрогенизированным жиром. Для омыления применяют раствор каустической соды, массовая доля NaOH в котором составляет 5%. Он подается из другого бака. Омыление происходит в трубчатом змеевике 5 при температуре 205 С и давлении 0,7 МПа. Процесс длится около 7 мин. Образовавшаяся масса поступает в испаритель 8, где бла­годаря высокой температуре (250С) и вакууму глицерин и раст­воритель мгновенно испаряются. Пары улавливаются и конденси­руются, а твердое безводное мыло осаждается в испарительной камере в виде тонкого порошка, который шнеком 9 непрерывно удаляется из камеры. Так теперь осуществляется непрерывное производство мыла.

Подводя итоги, выясняют, какие общие научные принципы со­временного производства используются при получении мыла, под­черкивают значение мыловаренного производства в народном хо­зяйстве нашей страны.