Об оформлении технических условий на алюминиевом заводе

на алюминиевом заводеОбщая проблема для российских алюминиевых заводов, разработавших технические условия на продукцию с добавками импортного сырья — нестабильность в реализации произведенного алюминия. А также — проблема, связанная со снабженческо-сбытовым менеджментом, отданного на откуп иностранным торгово-посредническим компаниям, заданность извне (этими фирмами) схем формирования финансовых потоков, что препятствует оптимизации режима функционирования предприятий, повышению их общей эффективности.

Об условиях реализации инвестиционных проектов

Российские менеджеры таких заводов лишены возможности проводить в жизнь намечаемые стратегические планы. Им сложно выполнять необходимые маневры финансовыми ресурсами в целях наиболее рационального их использования в процессе осуществления производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов.

Сложившаяся в российской алюминиевой промышленности ситуация является уникальной в мировой практике. Такого еще не было ни в одной стране, чтобы национальные алюминиевые заводы на протяжении многих лет выполняли функции промежуточного звена для алюминиевой промышленности других стран без перспектив воспроизводства своего основного капитала. В то время как собственные перерабатывающие мощности простаивали в неопределенном ожидании инвестиций для модернизации с целью организации выпуска конкурентоспособной продукции.

О причинах и условиях отставания страны по техническому уровню в производстве аллюминия

При этом институты власти в России не могут не понимать, что технический прогресс в мировой промышленности во многом обязан широкому применению алюминия в таких отраслях как автомобилестроение, авиакосмическая промышленность, судостроение, пищевая промышленность, строительная индустрия.
Россия, выпуская 13% мирового производства алюминия и используя для собственных нужд лишь десятую часть, как держава, отстала от многих развитых стран по техническому уровню. В большей части той технической продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров, где в производстве используется алюминий, который вытесняет также в силу своих высоких конструкционных и эксплуатационных качеств другие материалы.

О функционировании в автономном режиме в условиях выживания

Российские предприятия алюминиевой промышленности, прежде всего алюминиевые заводы, в текущий момент — на распутье.

на заводеС одной стороны, функционирование в автономном режиме показало бесперспективность такого «выживания». В то время как мировой опыт деятельности вертикально интегрированных структур (алюминиевых компаний) и входящих в их состав предприятий доказывает, что именно такая организационная форма обеспечивает не только их нормальное функционирование, но и опережающее развитие в рамках этих структур производств конечной продукции, где реализуются стратегические планы компаний, формируется большая часть добавленной стоимости и накоплений капитала для развития.

С другой стороны, фактические владельцы большинства алюминиевых заводов (российские и иностранные предприниматели, завладевшие в период приватизации крупными пакетами акций этих заводов), пока удовлетворены своим бизнесом, основанным на сверх эксплуатации основного капитала. Пока и не заинтересованы в структурных преобразованиях, грозящих подорвать этот прибыльный бизнес.

Об условиях «прорыва» Саянского алюминиевого завода

Однако прорыв в этом направлении Саянского алюминиевого завода, ставшего ядром группы «Сибирский алюминий», функционирующей уже два года, свидетельствует не только о фактическом начале структурных преобразований в российской алюминиевой промышленности, но и о первых успехах новой компании.

Следует заметить, что Саянский завод до конца 1996 года опекался британской торгово-посреднической компанией Trans World Group (TWG), владевшей крупным пакетом акций этого предприятия и оказывавшей дорогостоящие услуги по внешнеэкономическому менеджменту. Освободившись от этой опеки, заводу удалось уже в 1997 году увеличить прибыль в 5 раз, добавленную стоимость в 1,5 раза, денежные средства на конец года — в 4 раза, а также сократить коммерческие расходы в 2,6 раза и полностью избавиться от заемных средств.

И в 1998 году, в условиях значительного снижения цен на алюминий, Саянский завод обеспечил достаточно высокую рентабельность, сохранил основной и оборотный капитал. На заводе создана программа производственного контроля (ппк) в целях предотвращения возможных аварийных ситуаций, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию окружающей среды.

Но этого мало, администрация завода задалась целью не только повышать эффективность деятельности своего предприятия, но и активно воздействовать на формирование внутреннего рынка алюминия и, естественно, алюминиевой продукции, совмещая свой бизнес с решением актуальных задач по подъему промышленного производства в России. Администрация и руководство завода внедряют систему менеджмента качества для большей результативности бизнес-процессов, которые ведут к улучшению работы. Оптимизация связана с целью снизить затраты, уменьшить длительность производственного цикла,  внутриорганизационные противоречия.

Технический гарант и основное условие развития

Вертикальная интеграция, по замыслу создателей группы «Сибирский алюминий», позволяет повысить устойчивость бизнеса, увеличить создаваемую добавленную стоимость и ее долю в цене конечной продукции.

В 1998 году на предприятиях группы введен в действие ряда новых производственных мощностей, в том числе по выпуску алюминиевых банок для напитков с одновременным началом реализации проекта по утилизации алюминиевых банок. В Москве создана сеть пунктов приема банок от населения. С пуском двух новых цехов электролиза на Саянском алюминиевом заводе его мощность увеличена на 15% и доведена до 380 тыс. тонн алюминия в год. При этом весь прирост выпуска алюминия направляется на новые перерабатывающие производства компании.

Восстановлена утраченная в последние годы управляемость в АО «Самарская металлургическая компания», значительно сокращены издержки производства, осуществлен переход этой компании на безубыточную деятельность, налаживается выпуск новых рыночно ориентированных видов продукции. Наращивается выпуск продукции в АО «Саянская фольга», обеспечивающим полную потребность российского рынка в фольге и ежегодно увеличивающим ее экспорт, что свидетельствует о конкурентоспособности этой продукции на мировом рынке.

О планах и перспективах – создать условия перераспределения внутреннего спроса

ТУ на алюминиевом заводеВ ближайших планах группы — перераспределение внутреннего спроса с импорта на продукцию, производство которой уже освоено или будет освоено в течение 1999-2000 годов на предприятиях «Сибирского алюминия», расширение производства продукции, пользующейся спросом в России и странах СНГ. У компании имеется своя программа стимулирования спроса внутри страны, предусматривающая предоставление предприятиям пищевой промышленности связанных кредитов для модернизации с целью использования ими алюминиевой тары, в том числе алюминиевых банок для напитков. На основе сотрудничества с крупнейшими алюминиевыми компаниями, прежде всего с американской корпорацией Reynolds, осуществляется ряд программ в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии по продвижению алюминиевых полуфабрикатов на рынки этих континентов.

Анатолий Попелов 15.02.1999