Об эксплуатационном паспорте и условиях работы холодильника

2 часть занятия

Сначала учитель проводит опрос по теоретической части: о необходимости наличия эксплуатационного паспорта на энергооборудование. Что из себя представляет паспорт и что включает, для чего он необходим. Затем рассказывает о химических веществах и ма­териалах, используемых для изготовления холодильников.

Об условиях работы домашних холодильников

Об эксплуатационном паспорте Корпус домашнего холодильника изготовляют из листовой стали, покры­той эмалью, или из пластмассы (полистирола). Чтобы уменьшить приток теплоты из окружающей среды внутрь холодильного шка­фа, корпус делается двустенным. Пространство между наружной и внутренней стенками за­полняется теплоизоляцион­ным материалом (пенополистиролом, стекловолокном). Основными частями хо­лодильного агрегата комп­рессионного холодильника являются: компрессор 5, при­водимый в действие элект­родвигателем, вмонтирован­ным в герметический сталь­ной кожух 4; конденсатор 7; испаритель 1 и аппаратура автоматики. Ис­паритель помещается вну­три холодильного шкафа, а дру­гие части агрегата установ­лены снаружи на задней стенке шкафа. Компрессор 5 нагне­тает газообразный аммиак в трубку 6, в результате чего в ней создается повышенное давление, а в кожухе 4, во всасывающей трубке 3 и в испарителе — пониженное. Вследствие сжатия температура паров аммиака в трубке 6 по­вышается. Охлаждение паров аммиака до комнатной температу­ры происходит в конденсаторе 7. Охлажденный до комнатной тем­пературы при повышенном давлении аммиак легко сжижается. Жидкий аммиак проходит далее через фильтр 8 и капиллярную трубку 9 в испаритель. Пары аммиака отсасываются компрес­сором, откуда поступают снова в конденсатор по замкнуто­му циклу. Неиспарившаяся часть аммиака задерживается в осу­шителе 2 и не попадает в компрессор.

Об условиях проведения экскурсии и работе промышленных холодильников

Об условиях работыЭкскурсия. В ходе вступительной беседы экскурсовод (инже­нерно-технический работник) в общих чертах характеризует пред­приятие, его основное назначение и объясняет, какова его роль в обработке продуктов питания, сохранения их в охлажденном или замороженном виде. Он подчеркивает, что особые свойства аммиака (высокая критическая температура и низкое критическое давление) создают возможность использовать аммиак как рабо­чее вещество в холодильных установках.
Затем учитель сообщает, что в промышленности используют не только компрессорные, но и абсорбционные холодильные установки. Учитель объясняет, что компрессор 1 гонит аммиак по замкнутой системе труб, непрерыв­но нагнетая его в охлаждаемый водой змеевик 2. Здесь аммиак отдает теплоту, выделяющуюся вследствие сжатия его компрес­сором, и переходит в жидкое состояние. Затем через узкое отвер­стие— клапан расширения 3 (дросселирующий вентиль) —жидкий аммиак поступает в другой змеевик 4, помещенный в очень кон­центрированный раствор хлорида кальция 5. В этом змеевике ам­миак испаряется и расширяется, поглощая при этом столько теп­лоты, что вода в сосудах 6, опущенных в рассол СаС12, превраща­ется в лед.
Все эти сведения даются учащимися не для запоминания, а в ознакомительном плане с тем, чтобы облегчить понимание устрой­ства и действия холодильной установки на промышленном холо­дильном предприятии.

По разрешению экскурсовода учащиеся посещают машинное от­деление холодильного цеха, расположенное в отдельном здании или пристройке к холодильнику (в служебных помещениях ма­шинного отделения сохраняется нормальная температура).

Вначале экскурсовод знакомит учащихся с общей схемой ох­лаждения помещений холодильника. Обычно такая схема находится в аппаратной машинного отделения. Учащиеся отмечают, что схема промышленной холодильной установки аналогична рассмот­ренным на уроке схемам домашнего холодильника и промышлен­ной холодильной машины для замораживания воды; осматривают в соответствии со схемой все аппараты, узлы и устройства в ма­шинном зале, после чего посещают охлаждаемые помещения хо­лодильника.

Подведение итогов экскурсии и повторение об эксплуатационных паспортах

Итоговый урок. Экскурсионный материал повторяют лишь в об­щих чертах. Повторение о документационном обеспечении – об эксплуатационных паспортах на холодильное оборудование и их значении. Затем обращают внимание на то, что аммиачно-холодильная установка, которую посетили учащиеся, является примером использования в промышленных условиях процессов, сопровож­дающихся поглощением теплоты. В этих процессах поглощение теп­лоты происходит за счет работы, затрачиваемой на разрыв меж­молекулярных сил сцепления при резком расширении предвари­тельно сжатого газа. Это еще раз подтверждает реальность суще­ствования молекул и действия межмолекулярных сил сцепления в газах. Подчеркивают, что в основе технологического процесса лежит открытие Д. И. Менделеевым явления критического состоя­ния газа, а идея о возможности создания искусственного холода с помощью машины впервые была высказана М. В. Ломоносовым в его «Размышлениях о тепле и холоде».