О требованиях к заказу паспорта научно-технической продукции

О требованиях к заказуВместо лекции учителя на подготовительном уроке можно за­слушать сообщения учащихся по рефератам, которые являются ре­зультатом их самостоятельной работы с дополнительной литературой. Учащиеся готовят рефераты после изучения темы о технической документации. В выступлениях учащихся подчеркивается, что оформить паспорт научно-технической продукции можно аккредитованной организации, где проведут ряд анализов и точно опишут продукцию.

Об условиях изучения и синтеза белков

По окончании учебного года составляются ориентировочные темы рефератов, список рекомендованной литературы для внеклассного чтения по химии заблаговременно вывешивают в химическом кабинете. Можно пред­ложить для рефератов следующие темы:

Достижения в изучении и синтезе белков. Значение, микробиологической промышленности для живот­новодства. Значение микробиологической промышленности для земле­делия. Биохимический синтез и его роль в интенсификации промыш­ленного производства, в повышении качества и выхода готовых продуктов. Создание синтетической пищи.

При планировании экскурсии на второе полугодие в XI классе, когда завершается изучение, как химии, так и биологии, под­готовительный урок целесообразнее провести в форме межпредметного семинарского занятия. На этом занятии следует обсудить с уча­щимися значение биохимических производств, выпускающих кор­мовые белки, ферменты, антибиотики, аминокислоты, витамины, бактериальные удобрения, средства защиты растений и другие продукты, их роль в народном хозяйстве, в реализации Продо­вольственной программы СССР.

Об условиях возникновения новой отрасли производства

Учащимся следует объяснить, что возникновение этой новой от­расли материального производства базируется на фундаменталь­ных научных достижениях микробиологии, биохимии, биооргани­ческой химии, генетики, молекулярной биологии и химической технологии.

Несмотря на то, что человечество с древнейших времен в своей хозяйственной деятельности использовало некоторые биохимиче­ские процессы (в основном для получения пищевых продуктов и напитков — выпечка хлеба, получение кисломолочной продукции, вина, уксуса; для выделки кожи и мехов), биохимические производства получили широкое развитие только в последние де­сятилетия в связи с созданием медикаментов, в первую очередь антибиотиков и вакцин.

В нашей стране впервые в мире создана промышленность био­химического синтеза белка из углеводородов. Прогнозируется пер­востепенная роль биохимических производств в решении таких гло­бальных проблем, как обеспечение человечества пищей и энер­гией, ликвидация ряда болезней, защита окружающей среды от загрязнения.

Об условиях экскурсии на биохимическое производство

Учитель предупреждает учащихся об экскурсии на биохими­ческое производство, где учащиеся смогут познакомиться с биотех­нологией на примере биохимического синтеза кормового белка из углеводородов. Данное биохимическое производство является важ­нейшим по значимости и по объему выпускаемой продукции. На биохимическом предприятии разработана программа производственного контроля (ППК), согласно которой осуществляются плановые мероприятия за соблюдением санитарных правил.

Экскурсия. Во вступительной беседе экскурсовод отмечает, что проблема получения белковой массы на основе нефтепродуктов я метана — важное звено в выполнении Продовольственной програм­мы СССР. Еще в 1925 г. московский микробиолог и физиолог рас­тений В.О.Таусон открыл способность микроорганизмов окислять углеводороды нефти. Однако прошло не одно десятилетие, прежде чем парафиновые фракции нефти стали использовать для выращи­вания белковой массы. Первый в мире опытно-промышленный за­вод по производству белково-витаминных концентратов для пита­ния сельскохозяйственных животных вошел в строй в нашей стра­не в 1968 г. Полученные белки оказались безвредны для живот­ных, а также для человека, употребляющего мясо этих животных. Авторам разработки (Иерусалимскому Н.Д., Скрябину Г.К.) была присуждена Государственная премия СССР за 1971 год. В последующие годы в СССР вошли в строй заводы-ги­ганты, производящие белково-витаминный концентрат из углево­дородов. В ряде районов строятся новые заводы. В настоящее вре­мя известно более тысяч микроорганизмов, способных перераба­тывать различные классы углеводородов в концентрат белка и ви­таминов.

Условия использования высокопродуктивных культур дрожжей рода Candida

О требованиях к заказу паспорта Экскурсовод обращает внимание, что на данном предприятии используются наиболее высокопродуктивные культуры дрожжей рода Candida, перерабатывающие преимущественно парафиновые углеводороды с большим выходом биомассы и высоким содержа­нием белка (массовая доля 50—55%) и витаминов.

Сырьем для промышленного получения белково-витаминных концентратов служат очищенные жидкие парафины, выделенные карбамидным методом из нефтяных фракций с температурой кипения 230—365С и массовой долей парафиновых углеводородов нормального строения — 97,5%, изопарафиновых и нафтеновых — 2%, ароматических — не более 0,5%.

Учащимся показывают, как выделенный из дизельного топли­ва жидкий парафин дозирующим насосом подается в верхнюю часть специального аппарата — ферментера. Сюда же одновременно поступают суспензия минеральных солей (суперфосфат, хло­рид калия, аммиак, сульфаты магния и аммония, микроэлементы), раствор, содержащий 80—85% отработанной культуральной жид­кости и 15—20% свежей воды и чистая культура дрожжевой сус­пензии, выращенная отдельно в специальных аппаратах. В ниж­нюю часть ферментера противотоком подается воздух. Массовая доля парафинов в питательной среде поддерживается в пределах 1—1,5%; время ферментации 6 ч. Готовая биомасса дрожжей вместе с жидкостью непрерывно поступает в сборник-декантатор, оттуда — в сепараторы первой ступени.

Здесь дрож­жевая суспензия отделяется от культуральной жидкости. И та и другая поступают в отдельные сборники: культуральная жидкость в сборнике стерилизуется озоном и возвращается в ферментер (принцип циркуляции), а дрожжевая суспензия из сборника по­ступает в сепараторы второй ступени. Здесь концентрацию дрожжей доводят до 500—600 г/л. Отделенная жидкость возвращается в сборник культуральной жидкости, оттуда — в ферментер, а кон­центрированная дрожжевая суспензия идет потоком в сепараторы третьей ступени на промывку теплой водой. Далее дрожжевой кон­центрат подогревают паром в трубчатом теплообменнике и подают в двухкорпусную выпарную установку. Здесь дрожжевой концент­рат упаривается, массовая доля сухих веществ доходит до 25— 30%, а затем в распылительной сушке он окончательно высушивается до 8—10% влажности.

Учащиеся наблюдают, как сухой белково-витаминный концент­рат (БВК) расфасовывают в крафт-мешки (особопрочные мешки) и отправляют потребителю.