О том, как создаются магистрали, по которым идут транзитные потоки

Николай Серегин, первый заместитель генерального директора Росавтодора

DSC01614_resize (2)— Что предпринимается для интеграции дорог России в единую международную транспортную инфраструктуру?

— Интеграция сети международных дорог России предусматривает формирование автодорожных маршрутов по исторически сложившимся направлениям перевозок; кратчайших маршрутов, обеспечивающих максимальную эффективность таких перевозок; международных дорог Евро-Азиатской системы магистралей, в том числе трансъевропейских коридоров.

Благодаря максимально выгодному транзитному положению России, за последние годы рост объемов международных автотранспортных связей ежегодно составлял в среднем 12-15 процентов. А число транспортных средств, пересекающих нашу границу со странами Европейского сообщества, увеличивается на 10-15 процентов. Изменилась и структура транспортного потока, в котором начала возрастать доля тяжелых грузовиков и автопоездов с товаром, подлежащим оформлению сертификатов соответствия. Слово «сертификат» в переводе с латинского языка означает «сделано верно», появился в коммерческой практике в XIX в.

сертификат соответствия таможенного союзаПроблемы автомобильных дорог

Вместе с тем, технический уровень ряда автомобильных дорог в составе международных маршрутов не соответствует требованиям, предъявляемым к автомагистралям международного значения. Возросло число участков на подходах к крупным городам с высокой интенсивностью движения, на которых систематически образуются автомобильные заторы. Многие участки на значительном протяжении проходят по застроенной территории, имеют недостаточную ширину проезжей части и обочин, отсутствуют разделительные полосы и транспортные развязки в разных уровнях на пересечениях железными и автомобильными дорогами с высокой интенсивностью движения.

Подъем в ближайшие годы российской экономики вызовет рост услуг автомастерских в связи с ростом числа автолюбителей, а значит и возникнет спрос на оформление сертификатов на услуги автосервиса (СТО), повысится качество предоставляемых услуг, в первую очередь — на дорогах, обеспечивающих международные и межрегиональные связи. Поэтому в подготовленном Росавтодором проекте национальной программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрено создание в России современной дорожной сети, адекватной дорожной сети развитых стран Запада.

— Как используется транзитное положение России для доставки грузов в направлении Европа — Россия — Кавказ, Европа — Россия — Центральная Азия?

— По территории Российской Федерации проходит три панъевропейских транспортных коридора. Два из них уже сейчас выполняют роль маршрутов, связывающих Европу с центром Азиатского континента и Закавказьем при полном отсутствии или минимальном количестве перевалочных пунктов на Балтийском, Каспийском и Черном морях. Это существенно снижает сроки пребывания груза в пути, уменьшает стоимость перевозок за счет исключения промежуточных погрузочно-разгрузочных операций.

Предложения по развитию транспортных коридоров и оформлением деклараций

центр сертификации товаровУже подготовлены предложения по развитию транспортных коридоров на Восток (Екатеринбург, граница Китая) и в направлении на Черное (Новороссийск) и Каспийское (Астрахань) моря. Это позволит продолжить развитие международных транспортных связей между европейскими странами и государствами Закавказья, Центральной и Юго-Восточной Азии с учетом долгосрочных интересов государств этих регионов.

При обслуживании транспортных связей Центральной Европы и в особенности Северной, кратчайшие маршруты проходят по территории Российской Федерации. Использование же транспортных сетей в рамках проекта ТРАСЕКА приведет к увеличению стоимости перевозок. Тем не менее, при содействии ЕС, ЕЭК, ООН и ЭСКАТО ООН формируется коридор вдоль западной границы России по направлению «север-юг», реализуются проекты Виа-Балтика, ТРАСЕКА и Шелковый путь. И это несмотря на то, что транспортные коммуникации России по направлению Европа-Азия включены в евро азиатские системы международных железнодорожных и автодорожных маршрутов и панъевропейских транспортных коридоров, обеспечивают сокращение расстояния перевозок и времени доставки грузов и пассажиров, являются более конкурентоспособными по экономическим показателям.

Российским дорожным агентством совместно с другими транспортными ведомствами предпринимаются меры, направленные на привлечение международных перевозчиков для использования российской транспортной инфраструктуры. Внесены поправки в Соглашение о международных европейских автомагистралях, предусматривающие развитие на территории России системы международных европейских дорог категории «Е», обеспечивающих развитие дорожной сети на восток и связь через нашу территорию стран Западной Европы с государствами Средней Азии. Предварительно эти вопросы были проработаны с государствами-участниками СНГ в рамках деятельности Межправительственного совета дорожников СНГ. Новые автодорожные маршруты одобрены генеральным секретарем ООН. На межправительственном уровне подписан Протокол о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств.

Условия для функционирования транспортной системы

 сертификат таможенного союза— Еще три года назад, на Общеевропейской конференции в Хельсинки, было признано, что продление международных коридоров от Москвы позволит создать уникальные условия для функционирования сбалансированной по техническим и эксплуатационным параметрам Евро азиатской интермодальной транспортной системы и стоимости экспертного заключения. Что сделано и делается в этом направлении?

— Конференция подтвердила экономическую целесообразность для Евро азиатского континента использования транспортных сетей России и сопредельных государств в сообщениях между Европой и Азией. С такими странами, как Иран, Монголия, Китай, Индия, Северная и Южная Корея, Япония. Причем, конечно же, и в определении конкретных путей дальнейшего развития единых и интегрированных транспортных систем.

Несколько опережающими темпами шла интеграция автомобильных дорог России в Европейскую систему международных автомобильных дорог. В настоящее время на территории России функционируют три из десяти панъевропейских транспортных коридоров, практически полностью сформирована сеть международных автомобильных дорог «Е», в российской части имеющая протяженность свыше 16 тыс. км.

После 48-й сессии Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) ООН был утвержден комплексный проект по развитию инфраструктуры наземного транспорта в Азии (АЛТИД). Он пользуется поддержкой ряда государств СНГ, среди которых — Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В рамках Межправительственного совета дорожников СНГ и программы АЛТИД подготовлен маршрут Европа-Азия через территорию России. Предложения российской стороны поддерживаются рядом азиатских государств-участников СНГ и в настоящее время ведутся совместные исследования по проработке альтернативного проектам ТРАСЕКА и Шелковый путь маршрута и экономическому обоснованию его преимуществ.

Национальный план по реализации целей

Российская Федерация приступила к разработке национального плана, предусматривающего реализацию целей, которые ставит ЭСКАТО ООН перед участниками проекта АЛТИД. В нем также уделяется значительное внимание развитию и совершенствованию маршрутов в составе транспортного коридора Европа — Азия с использованием сетей автомобильных дорог, связывающих Россию с Казахстаном, Монголией, Китаем, Корейским полуостровом. Проводимые в настоящее время исследования позволят определить оптимальные и взаимовыгодные для транзитных перевозок маршруты международных автомобильных дорог с оформлением технологической инструкции.

одобрение типа транспортного средства

Еще в ноябре 1998 года Российская Федерация направила в Секретариат ЭСКАТО ООН, а в январе 1999 года подтвердила свои предложения о включении российских участков автомобильных дорог в международную сеть Азиатских шоссейных дорог. Маршруты разрабатывались в соответствии с предложенными ЭСКАТО принципами формирования международной сети «А», техническими характеристиками дорог, с учетом сохранения и развития исторически сложившихся транспортных связей между странами региона и отвечают интересам всех государств, охватываемых проектом. В числе этих маршрутов следует выделить четыре основных, связывающих Российскую Федерацию, государства Средней Азии, Китай, Монголию и Корейский полуостров:

Граница Беларуси — Москва — Самара — Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток. Эта трансконтинентальная широтная автомагистраль по оси южной полосы расселения Сибири и Дальнего Востока имеет 13 ответвлений.

Курск — Воронеж — Саратов — Озинки. Маршрут обеспечивает кратчайшую связь Казахстана с Украиной и Центральной Европой. Имеет выход на Азиатские магистрали.

Каменск — Шахтинский — Волгоград — Астрахань — граница Казахстана. Маршрут обеспечивает связь Казахстана и сопредельных с ним государств Центральной и Южной Европы. Имеет выходы на магистрали Азиатской сети.

Выборг — Санкт-Петербург — Москва — Волгоград — Астрахань — Махачкала — граница Азербайджана. Маршрут обеспечивает связь государств Закавказья и Средней Азии с Северной Европой. Имеет выходы на одну из основных магистралей Азиатской сети.

Вопросы задал Анатолий Степанов