О технических условиях сухой перегонки каменного угля

1 часть занятия

О технических условиях сухой перегонки Экскурсия проводится в X классе при изучении темы «Природ­ные источники углеводородов и их переработка», когда рассматривают условия коксования каменного угля и знакомятся с продуктами коксования. На подготовительном уроке учитель проводит вводную беседу.

О значении паспорта безопасности на химическую продукцию

На уроке разбирают научные основы пирогенетического разложения каменного угля (сухую перегонку). Учитель отмечает, что каменный уголь применяется при производстве графита, из него извлекают редкие металлы. Материалы переработки используются в строительстве, производстве керамических изделий и огнеупорного сырья. На материалы химического производства обязательна разработка паспорта безопасности химической продукции, при составлении которого нужно уделять внимание полному описанию опасных свойств вещества. В паспорте безопасности также уделено внимание правилам безопасности по работе с материалом, методам обезвреживания.

Воспроизводство в условиях школьного химического кабинета коксования каменного угля

Еще до урока учитель соби­рает прибор «электрошлаковый переплав», обязатель­но проверяет его на герметичность (смесь коксового газа с возду­хом взрывоопасна!). Этот демонстрационный опыт полезен тем, что дает возможность показать процесс коксования в значитель­ном приближении к производственной схеме. Учащихся предупреждают, что состоится экскурсия на коксо­химическое производство, где они смогут увидеть, как в промыш­ленных условиях проводят процесс коксования и переработку продуктов коксования. На перерабатывающем предприятии оформляют программу производственного контроля, которая определяет систему организации и осуществления производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Но для того чтобы наблюдаемые производст­венные процессы были понятны учащимся и воспринимались ими более осознанно, необходимо этот материал предварительно разо­брать в классе. С этой целью можно, используя диапозитивы «Коксохимическое производство» и диаграмму из учебника «Пример­ный состав коксового газа», объяснить учащимся уст­ройство коксовой печи, раскрыть основные принципы ее работы, ознакомить с другими аппаратами.

Об условиях и выполнении индивидуальных заданий перед экскурсией

Перед посещением завода учащимся можно дать определен­ные задания, с тем чтобы их наблюдения были целенаправленными. Так они могут работать по следующему пла­ну:

  1. Законспектировать краткие сведения об истории завода.
  2. Ознакомиться с используемым сырьем — коксующимися угля­ми различных марок, отметить различную способность их к кок­сованию.
  3. Наблюдать процесс подготовки угольной шихты (на­блюдения вести у заводского транспортера, следуя за движущейся лентой) и загрузки камер.
  4. Разобраться в особенностях устрой­ства коксовой печи.
  5. Отметить время и температуру коксова­ния, периодичность работы печи.
  6. Пронаблюдать выгрузку кок­сового «пирога» и гашение кокса.
  7. Осмотреть отстойники коксо­вой батареи, в которых происходит разделение летучих продуктов коксования по плотности.
  8. Пронаблюдать процесс образования сульфата аммония в сульфатном цехе.
  9. Пронаблюдать очистку газообразных продуктов и возвращение коксового газа для на­гревания печей.
  10. Ознакомиться с фракционной разгонкой ка­менноугольной смолы.
  11. Посетить заводскую лабораторию и оз­накомиться с анализами сырья и готовой продукции, с образцами паспортов безопасности на химическую продукцию.