О технических условиях на корм для животных и птиц

3 часть занятия

О технических условиях на корм В начале заключительной части занятия учитель сообщает, как важна разработка технических условий на корм для животных и птиц животноводческих ферм. Наличие этого документа указывает, что корм прошел проверку в экспертном отделе, является качественным и безопасным.

Об условиях биологической обработки кормов

Затем учащимся показывают биологическую обработку кор­мов — дрожжевание и осоложение. Необходимым условием для нормального протекания этих процессов является теплота. Цель дрожжевания — обогатить корм дрожжами, размножая их в кор­мовой массе, и тем самым повысить его питательность и вкусовые качества. Школьники наблюдают, как измельченный корм (размо­лотый) замешивают на теплой воде, добавляют к нему разведен­ные в воде дрожжи и оставляют на несколько часов, периодиче­ски перемешивая. При осоложении мучнистых кормов часть крах­мала под действием фермента диастазы подвергается осахариванию, и корм приобретает сладковатый вкус. С этой целью размо­лотое зерно обливают горячей водой, перемешивают и оставляют на 3—4 часа в теплом помещении. Процесс происходит значи­тельно быстрее, если в смесь добавить солод, обогащающий ее диастазой.

Перспективы и условия дальнейшего развития хозяйства

Итоговый урок. Прежде всего проверяют, как учащиеся соста­вили условия задач на основе проведенного определения живой массы коров, а также справились ли с планом составления ППК – программы производственного контроля. Целесообразны при этом коллективные и групповые формы работы, а также фронтальный опрос. Одному из учащихся можно предложить прочитать условие своей задачи, прокомменти­ровать его и объяснить решение. Другому учащемуся предлагается проанализировать программу производственного контроля (ППК) и сделать дополнения или замечания к программе. Затем предложить то же самое другому, третьему и таким образом проверить самостоятельную работу нескольких учащихся. Можно и в форме фронтальной бе­седы провести коллективное обсуждение нескольких задач, усло­вия которых и ход решения спроецированы на экран с помощью графопроектора, что позволяет значительно сэкономить время на уроке.

Полезным оказывается в данном случае и взаимный конт­роль, когда учащиеся, поменявшись тетрадями, проверяют пра­вильность выполнения задания друг у друга, а затем обсуждают различные варианты.

Условия химических процессов во время силосования кормов

ТУ на корм животных Далее останавливаются на тех материалах экскурсии, которые тесно связаны с химией. Так, например, выясняют, понятны ли учащимся те химические процессы, которые происходят во время силосования кормов; почему при этом образуется молочная кис­лота, являющаяся консервирующим средством. С этой целью це­лесообразнее применить индивидуальный опрос учащихся. Вызван­ный к доске ученик объясняет, что сахаристые вещества, содер­жащиеся в растительной массе, например сахароза, гидролизуются, затем под действием фермента молочнокислых бактерий про­исходит молочнокислое брожение глюкозы, в результате чего образуется молочная кислота:

С6Н12О6 2СН3 СН СООН Образовавшаяся молочная кислота выступает в роли консерван­та. Накапливаясь в плотно уложенной растительной массе, которая подвергается силосованию, она способствует образованию кислой среды, в которой не могут развиваться процессы гниения белков и другие вредные химические превращения. Это способствует об­разованию доброкачественного, высокопитательного, сочного кор­ма для сельскохозяйственных животных.

Об условиях осоложения мучнистых кормов и использовании навоза

Проверяют также понимание химических процессов, происхо­дящих при осоложении мучнистых кормов. Учащиеся объясняют, что под действием солода, содержащего фермент диастазу, из крахмала (С610О5)n образуется мальтоза (изомер сахарозы), называемая еще солодовым сахаром. Мальтоза подвергается гидро­лизу, образуя при этом глюкозу: C12H22O11+H2O 2C6H12O6

Следовательно, в общем виде расщепление крахмала водой можно выразить так:

(C6H10O5)n+nH2O nC6H12O6

Затем говорят об использовании навоза; учитель отмечает, что навоз является важным удобрением для полевых и огородных куль­тур. Он содержит в себе все химические элементы, которые расте­ния получают из почвы, в частности большое количество связан­ного азота. Животные получали питательные элементы вместе с кормом, из которого только небольшая часть (»25%) пошла на поддержание жизни организма и на выработку молока, а все ос­тальное (»75%) пошло в отходы в виде навоза.

Основные источники питания сельских животных и условия их использования

Основным источником питания для наших сельскохозяйствен­ных животных являются луговая трава, сено, т. е. растительность лугов и пастбищ. Эту растительность мы не можем использовать непосредственно для себя, и корова служит для нас «живой ма­шиной», с помощью которой ценные питательные вещества расте­ний частично перерабатываются в молоко, мясо, но в значительно большей мере в виде навоза как удобрения попадают на поля и огороды и восстанавливают их плодородие.

Проводя заключительную беседу, выясняют возрастающее влия­ние химии на развитие животноводства. Отмечают, что благодаря применению минеральных удобрений, вырабатываемых химической промышленностью, повышается урожай сельскохозяйственных культур и тем самым укрепляется кормовая база животноводства. Химия оказывает влияние на продуктивность животноводства че­рез корма.

Об условиях создания мощ­ной кормовой базы для животноводства

Особое внимание уделя­ется обеспечению сбалансированности кормов по белкам и другим компонентам, улучшению их качества, рациональному использо­ванию и уменьшению потерь. Химия помогает выполнить постав­ленные задачи. Увеличивается производство белково-витаминных добавок для снабжения колхозов, совхозов и межхозяйственных предприятий. Внедряются технологические процессы консервиро­вания зеленых кормов.

Массовая доля пищевых веществ, которые полностью сохраняются с помощью консервантов, составляет свы­ше 90%. Химическая промышленность вырабатывает также мине­ральные вещества, необходимые для обеспечения полноценности кормов, и тем самым повышает их питательность. Учитель подчеркивает, что корма составляют до 70% стоимости продуктов животноводства. Поэтому при использовании неполно­ценных кормов стоимость продукции увеличивается. Если же корма улучшены за счет химических веществ, то расход их умень­шается, а стоимость продуктов животноводства понижается. Сле­довательно, химизация дает возможность увеличить производство продуктов животноводства и понизить их себестоимость, что ведет к подъему жизненного уровня трудящихся. Учащимся объясняют, что химизация животноводства касает­ся не только кормовой базы. Химия вырабатывает лекарственные препараты, которые не только помогают лечить больных живот­ных, но и оберегать здоровых животных от заболеваний.

Об условиях применения химических веществ в животноводстве

ТУ на кормХимическая промышленность вырабатывает полимеры и мно­гие другие вещества, широко используемые в животноводстве. Это и пластмассовые молокопроводы, детали доильных аппаратов, посуда для молока; и предметы ухода за животными, спецодежда для обслуживающего персонала; и пленки для укрывания силос­ной массы, тара для транспортировки и хранения сыпучих кормов, моющие средства для посуды, аппаратов, трубопроводов и многое другое. Следовательно, уже сегодня в животноводстве использу­ются многие химические вещества для улучшения кормовой ба­зы, охраны здоровья животных, повышения культуры производ­ства.

Учитель подчеркивает, что использовать химические вещества в условиях животноводства надо умело. Необходимо четко знать физико-химические свойства этих веществ и биологические закономерно­сти, на основе которых строится система химизации животновод­ства. Напоминает, что правильно примененный карбамид повы­шает питательность рациона и благотворно сказывается на здо­ровье коров, на их продуктивности, а при нарушении правил скарм­ливания вызывает заболевание животных. Обращает внимание на роль химических знаний, необходимость постоянного повыше­ния их уровня для успешной работы на современной животно­водческой ферме. Вспоминает с учащимися, с какими профессия­ми они познакомились во время экскурсии на ферму, в чем за­ключаются трудовые функции зоотехника, скотниц, операторов машинного доения, ветфельдшера.