О технических условиях на известь и ее применение

1 часть экскурсии на известковый завод

известьЭкскурсия проводится при изучении в IX классе соединений кальция и их применения.

Подготовительный урок.

Учитель предлагает учащимся отметить важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли), записать их формулы и названия. Учитель знакомит учащихся с требованием разработанных технических условий – известь гашеная не должна быть опасна по своим свойствам для человека и окружающей среды.

Об условиях получения извести на лабораторных занятиях

Для того чтобы рассмотреть вопрос о по­лучении и применении соединений кальция, сначала выполняют упражнение. Учащиеся самостоятельно выполняют лабораторные опыты и составляют уравнения соответствующих реакций. Учитель отмечает, что оксид и гидроксид кальция имеют большое прак­тическое значение. Оксид кальция СаО — твердое вещество белого цвета, очень огнеупорно, обладает высокой температурой плавле­ния (около 3000С). В технике оксид кальция называют негаше­ной или жженой известью.

Последнее название указывает на спо­соб получения — с помощью обжига известняка. На доске записывают уравнение термического разложения кар­боната кальция:

СаСОз СаО + СО2—180 кДж

Учащиеся самостоятельно дают физико-химическую характери­стику этой реакции. Они отмечают, что реакция обжига извест­няка обратимая, эндотермическая, некаталитическая. На основе этого решают вопрос об условиях смещения равновесия этой реак­ции в сторону образования новых порций оксида кальция. Уча­щиеся предлагают повысить температуру, при которой проводится реакция разложения карбоната кальция, или удалять образую­щийся при этом оксид углерода (IV). Учитель рассказывает, что при обжиге известняка проводят вентиляцию печи. Она способст­вует удалению оксида углерода (IV), а значит, дает возможность проводить разложение известняка при более низкой температуре.

Условия безопасности во время экскурсии на известковый завод

производство известиУчитель сообщает, что состоится экскурсия на известковый за­вод, где учащиеся смогут увидеть, как осуществляется процесс обжига в производственных условиях. Чтобы учащиеся поняли, как работает печь, которую они увидят, необходимо предваритель­но, пользуясь таблицей, на которой изображена схема печи в раз­резе, разобрать устройство известковообжиговой печи и принципы ее работы.

В заключение урока, предшествующего экскурсии, учащиеся по­лучают задание, которое включает следующие вопросы:

  • Озна­комиться с сырьем и выяснить, откуда оно поступает на завод.
  • Проследить подготовку известняка и загрузку шихты в печь.
  • Наблюдать работу печи и выяснить, как ее заправляют исход­ными материалами.
  • Разобраться в процессах, происходящих в печи (в зоне подогрева, в зоне обжига и в зоне охлаждения).
  • Ознакомиться с готовой продукцией и выяснить, в чем состоит контроль производства.
  • Выяснить, куда отправляется готовая продукция, и для каких целей она используется.

Об условиях обжига извести на заводе и безопасном производстве

Начинается экскурсия с осмотра заводского двора, где располагаются исходные материалы: «известковый камень» (известняк или мел), главная составная часть которого карбонат, кальция (до 90%), и кокс, необходимый для поддержания в печи высокой температуры (до 1200 С). Из рассказа экскурсовода учащиеся узнают, что известняк привозят машинами из расположенного неподалеку от завода карьера. Учащиеся наблюдают, как сырье подготавливают к пере­работке: известняк дробят на куски массой 1—2 кг, загружают в вагонетки и по узкоколейке подвозят к печам. Здесь его ссыпают в скип, который по наклонной плоскости лебедкой поднимается вверх к засыпному отверстию. Затем учащиеся подходят к печи, осматривают ее внешний вид и наблюдают за работой.

Экскурсовод объясняет, что обжиг из­вестняка производят в шахтных печах. Это огромные сооружения цилиндрической формы, высота которых достигает. 30 м, диа­метр 4,5 м. Чтобы печь могла выдержать высокую температуру, изнутри ее футеруют огнеупорным кирпичом, а снаружи обклады­вают обычным кирпичом. Это создает хорошую теплоизоляцию. В качестве топлива используют кокс, антрацит, но в последнее время все большее распространение получает использование горю­чих газов (природный газ).